что можно отнести к недостаткам системы гто
Статья по физической культуре на тему «Плюсы и минусы введения ГТО в школе»
Методист по физической культуре, учитель физической культуры, педагог ОДОД ГБОУ СОШ №233.
Плюсы и минусы введения комплекса ГТО в школах.
В известном детском стихотворении С.Я.Маршака 1937 года «Рассказ о неизвестном герое» пожарные, милиция и фотографы разыскивают двадцатилетнего парня, спасшего из огня девочку. Из примет — «среднего роста, плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке. Знак „ГТО“ на груди у него. Больше не знают о нем ничего», сообщает читателю Маршак.
Те, кто учился в школе еще до распада Советского союза, помнят три заветные буквы — ГТО, или «Готов к труду и обороне» — программу физической и культурной подготовки, которая основывалась на единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания населения.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации.
Общероссийское движение «Готов к труду и обороне» — программа физкультурной подготовки, существовавшая в нашей стране с 1931 по 1991 год и охватывающая население в возрасте от 10 до 60 лет. С ликвидацией Советского Союза комплекс ГТО прекратил свое существование. С 2014 года происходит возрождение комплекса в условиях современной России.
Современный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации.
Комплекс ГТО состоит из 11 ступеней в соответствии с возрастными группами населения от 6 до 70 лет и старше и нормативов по 3 уровням трудности, соответствующих золотому, серебряному и бронзовому знакам.
В школе мы работаем с первыми пятью ступенями от 6 – 17 лет.
I. СТУПЕНЬ — возрастная группа от 6 до 8 лет
II. СТУПЕНЬ — возрастная группа от 9 до 10 лет
III. СТУПЕНЬ — возрастная группа от 11 до 12 лет
IV. СТУПЕНЬ — возрастная группа от 13 до 15 лет
V. СТУПЕНЬ — возрастная группа от 16 до 17 лет
Целями ВФСК-ГТО являются укрепление здоровья, гармоничное и всестороннее развитие личности, воспитание патриотизма. Задачами Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса являются:
а) увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;
б) повышение уровня физической подготовленности и продолжительности жизни граждан Российской Федерации;
в) формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическое самосовершенствование и ведение здорового образа жизни;
г) повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;
д) модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.
Этапы внедрения комплекса ГТО регулируются распоряжением правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 1165-р
I этап (1 июля 2014 года — 31 декабрь 2015 года) — I —IV ступени (школы, ссузы, вузы), 12 регионов РФ
Теоретическое тестирование предполагает ответы на 20 с 4-мя вариантами ответов, один из которых правильный за установленный отрезок времени (10 минут).
Для успешного выполнения теоретического испытания школьникам необходимо владеть знаниями школьного курса теории физической культуры (ФКС), согласно школьному курсу (Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для начальной, средней и старшей школы).
Для чего нужно стремиться молодежи 21 века к выполнению нормативов ГТО, к получению знаков отличия?
Ответ на этот вопрос для каждого молодого человека может быть свой. Кто-то хочет сравнить себя со старшими членами семьи, имеющими советский знак ГТО. Кто-то хочет попробовать достичь конкретного результата и проверить свою силу воли и настойчивость. А кто-то просто привык быть первым в учёбе и спорте. Все люди разные. Однако, у всех, кто добровольно решил пройти испытание комплексом ГТО, есть одна общая черта, — целеустремлённость. Именно эта черта является наиболее важной для людей XXI века. Только целеустремлённые и физически подготовленные люди смогут добиваться успеха в условиях конкуренции на рынке труда!
Возрождение комплекса ГТО в учебных организациях принципиально важно для формирования у молодого поколения целеустремлённости и уверенности в своих силах.
Комплекс ГТО в общеобразовательной школе.
Существует три физкультурных группы: основная, подготовительная, специальная. В зависимости от этого учащиеся могут сдавать зачеты и тесты в полной мере или с ограничениями. Учащиеся подготовительной медицинской группы сдают комплекс общеразвивающих упражнений и упражнения, которые они могут выполнять, не нарушая медицинский запрет. Это связано с возможными медицинскими противопоказаниями относительно некоторых видов физической подготовки.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, имеющие заключение медицинских учреждений об освобождении от занятий физической культу рой, в рамках учебной программы, демонстрируют на оценку комплексы гигиенической, корригирующей гимнастики или лечебной физкультуры, а так же теоретические знания.
Учащиеся, освобожденные от занятий физической культурой, а также учащиеся 4-й медицинской группы и инвалиды детства могут сдавать зачет по личному желанию, в соответствии с теми же требованиями, которые предусматриваются для учащихся специальной медицинской группы. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе, могут сдавать все зачеты в полной мере, без ограничений.
Огромное количество плюсов, положительных моментов уже можно отметить после начала введения комплекса ГТО в ОУ. Это и повышение мотивации к занятиям физкультурой и спортом, и желание не просто сдать отдельные тесты комплекса ГТО, а стараться выполнить нормативы на значок. Конечно, большая ответственность ложится на учителей физической культуры, именно они напрямую связанны с детьми, именно они на уроках и внеурочных занятиях могут доступно и понятно объяснить, что такое комплекс ГТО и как можно достичь наилучших результатов. Кроме учителей физкультуры, важную роль в создании положительной мотивации к комплексу ГТО играют родители.
Положительным моментом введения комплекса ГТО в школе можно считать явный интерес детей. После начала приема нормативов комплекса ГТО, много детей обратились за разъяснениями: как можно получить значок отличия? Как можно достичь лучшего результата? Это не только дети старшего школьного возраста, мечтающие поступать в ВУЗы СПб и получить дополнительные бонусы в виде баллов за значок отличия ГТО, но и дети младшего школьного возраста, многие родители подходили вместе с детьми и хотели узнать, как можно снять ограничения по здоровью, если их дети отнесены к подготовительной физкультурной группе, чтобы в полной мере сдавать комплекс ГТО. Плюсом является и то, что достаточно много учащихся захотели дополнительно заниматься в спортивных секциях школы и района, для повышения своей физической подготовки. Плюсом можно считать несомненное повышение интереса к таким видам спорта как лыжные гонки, плаванье, стрельба и туризм.
К минусам введения ГТО, мы отнесем недостаток информации, несмотря на то. Что еще 1 сентября были проведены уроки ГТО, где в каждой школе на первом уроке учитель объяснял, что такое комплекс ГТО, для чего он нужен и как его сдавать; уже на первых родительских собраниях, учителя физкультуры давали разъяснения по вопросам о сдаче норм ГТО, но все равно информации мало, и это минус введения ГТО. Нужна дополнительная информация на сайтах школ, стенды в доступных местах с разъяснениями. Практика показала, что минусом может быть и обязательная регистрация на официальном сайте, так как мы столкнулись с тем, что не все дети могут пройти ее самостоятельно, а у родителей порой нет времени. Конечно, разная оснащенность спортинвентарем и оборудованием в школах и районах города, это тоже минус. Например, сдать такие нормативы по выбору как плаванье и стрельба немного проблематично, так как тиры и бассейны не во всех районах города в достаточном количестве. Так же еще не у всех школ есть спортивная площадка, оснащенная беговой дорожкой и ямой для прыжков в длину с разбега, и это тоже минус.
Все минусы можно преодолеть, если есть желание и целеустремленность. Возвращение ГТО в Россию востребовано временем и социальными факторами. Оно позитивно встречено в школах города как учениками так и родителями, помощь которых ценна. Фундамент здоровья нации закладывается в том числе и подобными общегосударственными мероприятиями. Наработанный десятилетиями механизм основы системы физического воспитания жизнеспособен, и можно надеяться, что его реализация вскоре инициирует прогресс в развитии российского спорта.
Список использованной литературы:
Методические рекомендации по организации проведения испытаний
(тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов
к труду и обороне» (ГТО), 2014.
Васильков, А.А. Теория и методика спорта : учеб. пособие / А.А.
Методические рекомендации о преподавании учебного предмета «физическая культура» 2015-2016 учебном году, 2015.
Что такое ГТО
ГТО в школе
Одна из целей программы — модернизация школьного спорта. Но в федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» сказано, что «выполнение нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО осуществляется добровольно». Минобрнауки выпустило методические рекомендации, где подчеркивается, что поставить двойку за невыполнение нормативов нельзя. Но руководство школ ориентируется на нормативы при составлении учебной программы по физкультуре.
Зачем это нужно
Нормативы ГТО
Чтобы получить значок «Готов к труду и обороне», нужно пройти тесты, которые поделены на 11 возрастных ступеней. С первой по пятую — для школьников 6—8, 9—10, 11—12, 13—15 и 16—17 лет; остальные шесть — для взрослых 18—29, 30—39, 40—49, 50—59, 60—69 и старше 70 лет. Нормативы для мужчин сложнее нормативов для женщин.
В тесты входит 13 видов спортивных упражнений: бег, плавание, подтягивания на перекладине, стрельба и другие. Часть упражнений обязательна, часть можно выбрать из предложенных. Регионы могут включить в нормативы еще два вида тестов — например, национальные виды спорта или популярные в этой местности спортивные дисциплины.
Кто может сдавать ГТО
Минимальный возраст участника — шесть лет, верхний предел не ограничен. Участвовать в испытании могут не только граждане России, но и иностранцы с временной регистрацией или видом на жительство. Участник должен получить медицинский допуск — без справки из поликлиники к сдаче тестов не допустят.
Как и где сдавать
Чтобы пройти тестирование, надо зарегистрироваться на сайте ГТО и подать заявку на прохождение тестирования в личном кабинете. Для подтверждения личности нужен скан паспорта. После рассмотрения заявки в личный кабинет придет уведомление, где и когда пройдет испытание.
Участники обычно выполняют три-четыре вида нормативов за день. Сразу все пройти не получится. Участников может быть много, а некоторые дисциплины придется сдавать в разных местах: плавание — в бассейне, стрельбу — на стрельбище, бег — на стадионе. Процедуру разрешают растянуть на год: школьникам — с июля по июнь, взрослым — с января по декабрь. Для выполнения каждого норматива дается только одна попытка. Пересдать можно не раньше чем через две недели.
Значок «Готов к труду и обороне» выдают не сразу: оформление документов и изготовление наград занимают два — три месяца. Вручают знаки отличия раз в квартал на торжественной церемонии.
Проблемы и перспективы введения современного комплекса ГТО для школьников России. Информация для учителей и организаторов (методическая разработка)
Описание разработки
Концепция Комплекса ВФСК ГТО, разработанная в соответствии с поручением Президента Российской Федерации определила комплекс как программную и нормативную основу физического воспитания школьников, предусматривающую требования к их физической подготовленности и соответствующие нормативы[1].
Организациями и ведомствами разработан широкий ряд нормативно-правовых и инструктивно-методических документов, регламентирующих, в частности, работу учителей физической культуры.
Именно на учителей и школьную администрацию легла сложная задача – качественно готовить школьников образовательной организации к официальным мероприятиям по сдаче нормативов комплекса ГТОв специализированных Центрах тестирования.
Вместе с тем учителя физической культуры и специалисты районных Центров тестирования столкнулись с серьезными проблемами при на практическом проведении мероприятий нового комплекса ГТО.
Наш анализ выявил среди них следующие:
1. Проблемные моменты в организации проведения ВФСК ГТО:
— Отсутствует юридически оформленная схема взаимодействия общеобразовательных школ Москвы с вышестоящими организациями при проведении мероприятий ВФСК ГТО, система финансирования мероприятий ВФСК ГТО, научно-методическая, информационная, медико-биологическая, инвентарная формы поддержки.
— Не введены на официальном уровне дополнения в должностную инструкцию учителя физкультуры в разделе «Должностные обязанности» в соответствии с новым функционалом преподавателей физического воспитания при осуществлении круглогодичных мероприятий по подготовке обучающихся к сдаче нормативов ВФСК ГТО.
— Не проработаны вопросы включения комплексных мероприятий ВФСК ГТО в структуру требования ФГОС в предметной области «Физическая культура» и нормативно-правовой базы системы оценки качества физкультурного образования, структуры и критериев оценки усвоения знаний, умений и связанных с ними компетенций в связи с внедрением ВФСК ГТО в деятельность образовательных организаций.
— Ориентиры комплекса ГТО для системы образования весьма спорны, поскольку акцент делается не на образовательные достижения ученика, а на спортивные.
Целевые показатели успешности проведения мероприятий ВФСК ГТО – значкисты ГТО. Это следует не только из конечного результатаучастия в сдаче тестов ГТО, заменяющего оценку по предмету таким понятием, как успешность школьника, выраженную достигнутым знаком отличия ГТО.
Даже документы региональных и федеральных форм статистической отчетности 3 не содержат ни единого показателя-индикатора образовательных достижений обучающихся или школьной организации.
Без решения данных вопросов практически нет никаких оснований предъявлять к учителям физкультуры новые повышенные требования по обеспечению качественной подготовки школьников к сдаче тестов комплекса ГТО. В то же время, эти вопросы лежат за границами правового поля системы образования, в виду того, что программа комплекса ГТО – спортивная программа.
Сдача тестов имеет все атрибуты спортивного состязания: действие происходит в официальной, спортивной обстановке, оценивается судейской бригадой, присутствует медперсонал, имеются протоколы и наградные знаки отличия ГТО и пр.
— Отсутствуют обоснования и официальные (размещенные в Интернет, опубликованные в прессе и т.д.) логистические наглядные схемы и маршруты практического проведения мероприятий ВФСК ГТО в отдельной образовательной организации, муниципальном районе, округе.
Более того, наши исследования по организации в Москве [4] тестового приема нормативов ВФСК ГТО среди обучающихся школвыявил следующие недостатки: 1) ряд спортивных объектов работают только по выходным дням;2) не все объекты принимают полный набор тестов; 3) такие легкоатлетические виды как бег, кросс на разные дистанции, а также лыжные виды и стрельбу можно сдать только на единичных спортивных объектах.
— Не освещены вопросы соблюдения Конвенции о правах ребенка при осуществлении мероприятий ВФСК ГТО в образовательных организациях, пути решения проблем и оформления мотивированного отказа родителей и (или) обучающихся от участия в сдаче нормативов ВФСК ГТО.
На рисунке 1 представлены результаты опроса респондентов о важности данного пункта (высшая оценка рейтинга – 5 баллов).
2. Проблемные моменты метрологического обоснования шкал и нормативов ВФСК ГТО:
— Представленные Министерством спорта РФ таблицы нормативов во многом противоречат основным метрологическим постулатам: надежности, информативности, валидности и пр.
Известно, что предметамиспортивной метрологии являются измерения иконтрольв физическом воспитании испорте.
Тестированием называется процесс испытания, а полученное в итоге числовое значение является результатом тестирования (результатом теста).
Содержимое разработки

Ключевые слова: Всероссийский комплекс ГТО, сдача нормативов комплекса ГТО, спортивная метрология
Концепция Комплекса ВФСК ГТО, разработанная в соответствии с поручением Президента Российской Федерации определила комплекс как программную и нормативную основу физического воспитания школьников, предусматривающую требования к их физической подготовленности и соответствующие нормативы [1].
Организациями и ведомствами разработан широкий ряд нормативно-правовых и инструктивно-методических документов, регламентирующих, в частности, работу учителей физической культуры. Именно на учителей и школьную администрацию легла сложная задача – качественно готовить школьников образовательной организации к официальным мероприятиям по сдаче нормативов комплекса ГТО в специализированных Центрах тестирования.
Вместе с тем учителя физической культуры и специалисты районных Центров тестирования столкнулись с серьезными проблемами при на практическом проведении мероприятий нового комплекса ГТО. Наш анализ выявил среди них следующие:
1. Проблемные моменты в организации проведения ВФСК ГТО:
— Отсутствует юридически оформленная схема взаимодействия общеобразовательных школ Москвы с вышестоящими организациями при проведении мероприятий ВФСК ГТО, система финансирования мероприятий ВФСК ГТО, научно-методическая, информационная, медико-биологическая, инвентарная формы поддержки.
— Не введены на официальном уровне дополнения в должностную инструкцию учителя физкультуры в разделе «Должностные обязанности» в соответствии с новым функционалом преподавателей физического воспитания при осуществлении круглогодичных мероприятий по подготовке обучающихся к сдаче нормативов ВФСК ГТО.
— Не проработаны вопросы включения комплексных мероприятий ВФСК ГТО в структуру требования ФГОС в предметной области «Физическая культура» и нормативно-правовой базы системы оценки качества физкультурного образования, структуры и критериев оценки усвоения знаний, умений и связанных с ними компетенций в связи с внедрением ВФСК ГТО в деятельность образовательных организаций.
— Ориентиры комплекса ГТО для системы образования весьма спорны, поскольку акцент делается не на образовательные достижения ученика, а на спортивные. Целевые показатели успешности проведения мероприятий ВФСК ГТО – значкисты ГТО. Это следует не только из конечного результата участия в сдаче тестов ГТО, заменяющего оценку по предмету таким понятием, как успешность школьника, выраженную достигнутым знаком отличия ГТО. Даже документы региональных и федеральных форм статистической отчетности 3 не содержат ни единого показателя-индикатора образовательных достижений обучающихся или школьной организации.
Без решения данных вопросов практически нет никаких оснований предъявлять к учителям физкультуры новые повышенные требования по обеспечению качественной подготовки школьников к сдаче тестов комплекса ГТО. В то же время, эти вопросы лежат за границами правового поля системы образования, в виду того, что программа комплекса ГТО – спортивная программа. Сдача тестов имеет все атрибуты спортивного состязания: действие происходит в официальной, спортивной обстановке, оценивается судейской бригадой, присутствует медперсонал, имеются протоколы и наградные знаки отличия ГТО и пр.
— Отсутствуют обоснования и официальные (размещенные в Интернет, опубликованные в прессе и т.д.) логистические наглядные схемы и маршруты практического проведения мероприятий ВФСК ГТО в отдельной образовательной организации, муниципальном районе, округе. Более того, наши исследования по организации в Москве [4] тестового приема нормативов ВФСК ГТО среди обучающихся школ выявил следующие недостатки: 1) ряд спортивных объектов работают только по выходным дням; 2) не все объекты принимают полный набор тестов; 3) такие легкоатлетические виды как бег, кросс на разные дистанции, а также лыжные виды и стрельбу можно сдать только на единичных спортивных объектах.
— Не освещены вопросы соблюдения Конвенции о правах ребенка при осуществлении мероприятий ВФСК ГТО в образовательных организациях, пути решения проблем и оформления мотивированного отказа родителей и (или) обучающихся от участия в сдаче нормативов ВФСК ГТО.
На рисунке 1 представлены результаты опроса респондентов о важности данного пункта (высшая оценка рейтинга – 5 баллов).
2. Проблемные моменты метрологического обоснования шкал и нормативов ВФСК ГТО:
— Представленные Министерством спорта РФ таблицы нормативов во многом противоречат основным метрологическим постулатам: надежности, информативности, валидности и пр.
Но, к примеру, ряд нормативов по таким тестам, как «плавание 50 м», «смешанное передвижение на 1 км», «бег на 2 км и 3 км», «кросс на 3 км и 5 км» по пересеченной местности» не имеют числового выражения, поскольку проводятся без учета времени. Сюда можно отнести и туристический поход на 5-15 км. Дистанция в походе задана, но интенсивность (скорость) ее прохождения – ничем не регламентирована.
3. Проблемные моменты в методике проведения ВФСК ГТО:
— Представленные Министерством спорта РФ методические рекомендации, составлены весьма схематично и неполно отражают вопросы организации, методики подготовки к тестированию в образовательных организациях различных типов и видов и непосредственно проведения мероприятий ВФСК ГТО в Центрах тестирования.
— Виды и формы проведения тестовых испытаний ВСК ГТО многообразны и, в связи с сезонностью, проводятся в несколько этапов, непрерывно в течение всего учебного года (таблица 1), что требует от преподавателей физкультуры образовательных организаций осуществления новых функций в организации и методики подготовки школьников к сдаче нормативов в соревновательных условиях. Соответственно школьникам надо в течение учебного года поддерживать физическую форму, близкую к спортивной, что выходит за рамки образовательного процесса и компетенций учителя.
Сезон проведения (центральная полоса РФ)
прыжки, наклоны, подтягивания на перекладине, сгибания-выпрямления рук от опоры
осень, зима (октябрь-апрель)
бег, прыжки в длину с разбега, метания предмета, наклоны, подтягивания на перекладине, сгибания-выпрямления рук от опоры
осень, весна (сентябрь, май)
плавание в бассейне
всепогодно (предпочтительно в апреле-мае)
стрельба по мишеням
зима (январь, февраль)
пересеченная местность (лесопарковая зона)
кросс по пересеченной местности
осень, весна (сентябрь, май)
— Преподаватели физического воспитания указали в проведенном нами опросе на избыточность количестве тестовых испытаний, входящих в программу ВСК ГТО для всех ступеней комплекса (рисунок 2). Для школьников 7-18 лет (I-VI ступени) по требованиям установлена сдача нормативов по 36-ти дисциплинам комплекса ВФСК ГТО!
4. Проблемные моменты в процедурах проведения тестов ВФСК ГТО:
— Как показали наши наблюдения, в Центрах тестирования не всегда проводится предварительная разминка участников тестирования, что потенциально создает условия для получения травм при сдаче нормативов, учитывая повышенную мобилизацию и мотивацию школьников.
5. Проблемные моменты в процедурах фиксации, сбора и фильтрации результатов тестирования по программе ВФСК ГТО:
— Процедуры ввода результатов тестов ВФСК ГТО в школьных Центрах тестирования осуществляются в ручном режиме, в несколько этапов, с заполнением сначала бумажных бланков с последующим заполнением электронных протоколов в формате документа MS Excel и передачей их для обработки в вышестоящую организацию. Практически повсеместно присутствует ручной подсчет сдавших на различные знаки отличия ГТО.
— Процедуры подготовки списков и групп для разнополых обучающихся-участников сдачи нормативов ВФСК ГТО и обучающихся одного класса, находящихся в разных возрастных ступенях, создают для преподавателей практически невыполнимую задачу, которую возможно решить только посредством использования автоматизированных программ генерации протокола класса.
6. Проблемные моменты в процедурах обработки результатов тестирования по программе ВФСК ГТО:
— Оперативная обработка результатов прикидочного тестирования обучающихся (в школах) по программе ВФСК ГТО и официального (в Центрах тестирования) в настоящее время на местах не осуществима, поскольку не обеспечена электронным автоматизированным инструментарием.
— Специалистам и общественности не представлен научно-обоснованный взгляд на национальную автоматизированную систему (АИС ГТО), интегрирующую в себя базы данных образовательных организаций страны и позволяющую мгновенно обрабатывать массивы данных и получать необходимую оперативную информацию по результатам сдачи нормативов ВФСК ГТО. В плане мероприятий по поэтапному внедрению ВФСК ГТО обозначено без аннотации лишь «Создание электронной базы данных ВФСК ГТО» и ее взаимосвязи с имеющимися базами данных, сформированных организацией, действующей в рамках общероссийского движения «Спорт для всех».
7) проблемные моменты в системе медицинских сопровождения мероприятий ВФСК ГТО:
— Согласно Положению и медицинским показаниям о проведении мероприятий ВФСК ГТО в общеобразовательных организациях [5] к тестированию допущены школьники первой медицинской группы, т.е. практически здоровые дети. Лица, относящиеся к подготовительной медицинской группе к выполнению нормативов ВФСК ГТО допускаются после дополнительного медицинского осмотра. Однако в какой момент и в каком объеме должен выполняться дополнительный медицинский осмотр, четко не прописано.
— Для школьников подготовительной медицинской группы не разработано укороченной батареи тестов и испытаний. В результате мероприятия ВФСК ГТО в школах России массовыми быть не могут, так как численность лиц первой и подготовительной медицинских групп, допущенных к сдаче нормативов комплекса ГТО не превысит, но нашим расчетам, 30-40% от списочного состава класса, школы, региона.
— Тест «поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин» должен быть исключен по медицинским показаниям из батареи тестов ВФСК ГТО (тест применяется в войсках) и заменен на аналогичный тест, выполняемый в течение 30 сек (разрешенный для образовательных организаций).
— Отсутствуют инструкции и разъяснения по проведению процедур страхования здоровья участников, экспертизы и возмещения ущерба при возможных в процессе сдаче нормативов ВФСК ГТО травмах и несчастных случаях.
— Как показали наши наблюдения, в Центрах тестирования существуют трудности, связанные с обеспечением медицинской поддержки мероприятий по сдаче нормативов комплекса ГТО среди школьников. Это прямое нарушение официальных инструкций, предписывающих медицинскому персоналу присутствовать на всех подобных мероприятиях с комплектом необходимого инструментария.
В заключении мы хотели бы подчеркнуть важность включения системы ВФСК ГТО в структуру требований ФГОС в предметной области «Физическая культура». Только в этом случае становится возможным формирование нормативной основы физического воспитания молодого поколения в стране, нормативно-правовой базы системы оценки качества физкультурного образования, структуры и критериев оценки усвоения знаний, умений и связанных с ними компетенций.
Это особо актуально потому, что в настоящее время в системе образования страны новым ФГОС нормативы физической подготовленности обучающихся практически упразднены. Нормативы заменены на «планируемые результаты физкультурной деятельности школьников». Парадокс! Ведь специалисты физического воспитания прекрасно понимают, что без привязки к принятым в мировой практике нормативам физической подготовленности, невозможно ни планировать, ни достигать результатов.
В этой связи значимым бы явилось и то, что с интеграцией ВФСК ГТО в структуру календарно-тематического планирования школы по физическому воспитанию появилась бы возможность у учителей физкультуры награждать достойных учеников по итогам учебного года знаком отличия ГТО, хотя бы на уровне бронзового. Главное – не создавать у школьников спортивного ажиотажа, как это происходит в Центрах тестирования ГТО, а принимать нормативы так, как это было всегда на уроках физической культуры: обычная оценка за бег, за прыжок, за метание. Оценка того, что школьник умеет сейчас и без надрыва, а не спортивный азарт призового места.
Это, по нашему мнению, существенно увеличит процент школьников, посещающих уроки физкультуры и желающих получить серебряный или золотой знаки отличия в Центре тестирования. В тоже время это существенно повысит статус и престиж преподавателя перед лицом общественности.
Литература и источники Интернет
1 Концепция Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса- URL: http://mcartem.ucoz.ru/material/koncepcija_vfsk.pdf (дата обращения 10.02.2016).
5 Организация медицинского сопровождения выполнения нормативов ВФСК ГТО. Методическое пособие для медицинских работников. Разработано ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (д.м.н., проф. Поляев Б.А., д.м.н., проф. Парастаев С.А.) ГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России (д.м.н., проф. Дидур М.Д.), СПбГВФД Комитета по здравоохранению г. Санкт-Петербурга (д.м.н., проф. Данилова-Перлей В.И.), Комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов России (к.м.н., доц. Выходец И.Т.).
кандидат педагогических наук, доцент, Московский институт открытого образования
кандидат педагогических наук, доцент, Московский институт открытого образования


