что можно отнести к латентным функциям института высшего образования
Проверочная работа в форме теста: «Общество как система. Социальный институт»
Тема «Общество как система. Социальный институт»
Автономность общества заключается в:
а) его независимости от природной среды;
б) способности существовать за счет высокого уровня внутренней саморегуляции;
Социальная структура как понятие теоретической социологии – это:
а) совокупность классов и слоев общества;
б) политическая организация общества;
в) устойчивые, повторяющиеся, относительно неизменные связи (взаимораспооложения) внутренней организации общества, независимые от сознания отдельных людей.
Базисные (элементарные) связи организации общества или его подсистем – это:
а) социальные контакты индивидов;
б) статусно-ролевые стандарты поведения;
в) формы организации политической жизни.
К статусным предписаниям относятся:
а) правила самоподачи человека, занимающего определенное социальное положение;
б) совокупность конкретных прав и обязанностей лица, занимающего определенное социальное положение;
в) конкретные правовые нормы.
В социальные отношения вступают:
а) люди, обладающие статусами;
б) социальные статус;
Главный (основной) статус в статусном наборе человека
а) связан с его профессией;
б) определяется его образом жизни;
в) – тот, с которым он сам себя идентифицирует или с которым его идентифицируют другие.
Личный статус – это:
а) положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены данной группы;
б) принадлежность к определенному социальному слою;
в) прирожденное, наследуемое место в социуме.
Социальная роль – это:
а) общественное значение деятельности индивида;
б) поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом;
в) модель поведения, ориентированная на данный статус.
К неформальным социальным институтам относят:
К основным функциям экономических институтов относятся:
а) регулирование денежного обращении;
б) распространение знаний;
в) производство и распределение благ и услуг.
Функция социального института – это:
а) та польза, которую он приносит обществу;
б) способ деятельности;
в) цели самосохранения.
Институциализация (институционализация) означает:
а) создание исследовательских и иных институтов в определенной сфере деятельности;
б) опривычивание (хабитуализация) определенных отношений;
в) закрепление практики или области отношений в виде совокупности социальных норм, принятого порядка или в виде закона.
К латентным функциям института высшего образования относится:
а) подготовка специалистов высшей квалификации;
б) трансляция духовных ценностей;
Дисфункция социального института – это последствия его деятельности, которые:
а) способствуют выживанию, саморегуляции данной системы;
б) ведут к дезорганизации данной системы, изменениям ее структуры;
Деперсонализация деятельности социального института является :
а) важным условием его нормального функционирования;
б) признаком бюрократизации деятельности;
К методам социального контроля относятся:
а) поощрение желаемого вида поведения;
б) применение негативных санкций;
К проявлениям дисфункции социального института бюрократии (администрирования) относятся:
а) строгая управленческая иерархия;
б) появление неформальных отношений в среде чиновничества;
Самым древним социальным институтом принято считать: а) семью;
Эффективность социального контроля определяется:
а) степенью реализации норм в поведении людей;
б) постоянством применения нормы путем вмешательства государственного органа (санкции);
Формальный контроль осуществляют такие институции как:
Ответы: б в б б а в а бв ав ав а в в б ав в в а ав аб
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1395076
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России создадут единый центр по работе с трудными подростками
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ЯВНЫЕ – ЛАТЕНТНЫЕ ФУНКЦИИ
Явные функции непосредственно связаны с удовлетворением тех или иных потребностей людей: институт образования существует для обучения и воспитания, экономические институты — для производства и распределения материальных благ, семья — для продолжения рода и воспитания подрастающего поколения и т.д.
Значительную же часть функциональных результатов, последствий деятельности того или иного института люди не осознают и не предполагают (до поры до времени или не осознают вообще).
Мы различаем два типа латентных функций: всеобщие и специфические.
Говоря о всеобщих латентных функциях, в данном случае мы имеем в виду, что все институты играют огромную роль в социализации личности. Становясь участником экономических или политических институтов, личность должна соответствовать определенному набору статусно-ролевых предуказаний. В системе институциональных взаимодействий; учитывая жесткость норм, наличие санкций, значимость институтов для решения социальных проблем, индивид получает главные жизненные уроки, хотя ни его партнеры по взаимодействию, ни он сам могут не ставить никаких специальных воспитательных задач.
Необходимо назвать и другие всеобщие латентные функции институтов. Так, институциональные взаимодействия, «заведенный
порядок вещей» с их ясными нормативными указаниями и санкциями выполняют огромную контрольную функцию
Куда многообразнее специфические латентные функции Здесь у каждого социального института могут быть свои особые «сюрпризы»
Например, явная функция системы высшего образования для всех очевидна — подготовка специалистов высшей квалификации различных профессий Но есть и другая, подчас малозаметная, но очень важная функция Высшее образование играет огромное значение в воспроизводстве социальных различии в обществе между высшими и средними классами, с одной стороны, и низшими классами — с другой стороны Иначе говоря, латентные функции высшего образования связаны с воспроизводством социальной стратификации
Теория воспроизводственной функции образования была предложена в 60-е гг П Бурдье, который констатировал, что во Франции сын высшего чиновника имеет в 24 раза больше шансов поступить в университет, чем сын сельскохозяйственного рабочего, в 40 раз больше, чем сын промышленного рабочего, и его шансы вдвое выше, чем у сына среднего чиновника
Конечно, высшее образование является одним из средств для восходящей социальной мобильности, своего рода «социальным лифтом»* Но этот «лифт» предназначен лишь для индивидуальной социально-стратификационной мобильности Если же рассматривать значение высшего образования в макрогрупповои социальной динамике, то здесь очевидна его функция воспроизводства высшего и среднего классов
Причем, несмотря на то что в последние три десятилетия высшее образование в странах Запада стало массовым и доступным, социальный состав студенчества в них изменился мало Это доказывает, что социальная структура высшего образования обуслов-лена не запретами и ограничениями на получение высшего образования представителями низших слоев Причины сложнее Стремление молодого человека получить высшее образование обусловлено не только материальными возможностями его семьи, но и рядом более скрытых причин, в частности социокультурным аспектом в какой социальной среде имеются оптимальные культурные условия для формирования комплекса личностных качеств, требуемых для получения высшего образования9 Ведь для успешного прохождения конкурса, стремления глубоко изучать преподаваемые предметы, необходимо вырасти и жить в среде, где уважа-
* См Сорокин П Социальная мобильность В кн Человек Цивилизация Общество
ют интеллектуальный труд, считают его приоритетным, где родители создают необходимую культурную атмосферу уважения к знанию, утверждают ценности профессионализма, мотивацию на достижение в учебе как средство достижении в обществе Поэтому представители разных социальных слоев испытывают разное стремление получить высшее образование
Латентные функции высшего образования в деле воспроизводства социальных различии, социальной стратификации были обнаружены и в проведенных нами социологических исследованиях московского студенчества*
Вузы более явственно, чем средняя школа ощущают на себе влияние преобразований социальной стратификации российского об-щества, происшедших в последние годы В отличие от среднего образования которое выполняет в основном функции общегражданской социализации (и носит всеобщий характер), высшее образование выполняет функции профессиональной социализации личности Иными словами, в вузах идет непосредственная подготовка людей для тех или иных престижных, приоритетных «пчелиных сот» в системе социальных институтов
Отказ от специальной государственной регламентации социального состава студенчества привел к тому, что он формируется под влиянием механизмов саморегуляции В результате коренные пре-образования произошедшие в нашем обществе за последние годы привели к серьезным изменениям в социальной стратификации студенчества
Изучение латентных эффектов, результатов деятельности тех или иных институтов является важнейшей задачей социологической науки, в том числе конкретно-социологических исследований. Нередко те последствия, которые казались очевидными при эмпирической проверке, оказываются малозначимыми, несущественными, и наоборот.
Люди, осуществляющие управление, будь то политики, руководители страны или руководители предприятий, фирм, всегда должны помнить о латентных последствиях.
К примеру, сколько было «нарублено дров» в последние годы ввиду недостаточного анализа возможных социальных (непредвиденных экономистами) последствий того или иного сценария реформ.
Итак, увидеть латентные последствия деятельности того или иного института, правильно представить их роль и значение для интеграции, стабильности и развития общества в целом — важное условие современного анализа сложных социальных явлений.
Определение условий возникновения системы общественных институтов. Изучение сущности, структуры и основных задач социальных институтов. Характеристика их явных (регулятивная, транслирующая, коммуникативная) и латентных функций в работах Роберта Мертона.
Социальные отношения являются основным элементом социальной связи, который способствует сохранению устойчивости и внутреннему единству групп. Отношения имеют место до тех пор, пока партнеры выполняют свои взаимные обязанности. Поэтому для группы как целого важно, все ли индивиды выполняют свои обязанности, как они их выполняют и устойчивы ли они. Для того чтобы гарантировать устойчивость социальных отношений, от чего зависит существование группы или общества как целого, создана своеобразная система учреждений, которые контролируют поведение членов групп и общества. Особенно важная роль в этих системах «социального контроля» принадлежит социальным институтам. Благодаря социальным институтам закрепляются и воспроизводятся особо важные для общества социальные отношения. Социальные институты так же, как и социальные организации, выступают важной формой социального взаимодействия и одним из основных элементов социальной культуры общества.
1. Институциональная структура
Когда мы говорим о системе общественных институтов, то представляем социальное строение как комплекс взаимосвязанных функциональных сфер, в котором большие группы людей подразделены на коллективы, выполняющие важные для развития общества задачи. Своей деятельностью они постоянно культивируют (взращивают, восстанавливают, подпитывают, поддерживают, развивают) ткань общественных отношений, характер социальной организации, возможности воспроизводства.
Для того чтобы возник и развился такой структурный элемент общества, как социальный институт, нужны особые условия:
1) в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества (как общесоциальная, или социумная), становится главной предпосылкой становления нового института;
2) должны быть в наличии операциональные средства удовлетворения этой потребности, т.е. сложившаяся система необходимых для общества функций, действий, операций, частных целей, реализующих новую потребность;
3) чтобы институт мог реально выполнять свою миссию, он наделяется необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно стабильно пополнять;
4) для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться присущая только ему субкультура (особая, система знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту).
В каждом социальном институте есть своя система ценностей и нормативной регуляции, которая определяет, для чего он существует, что там достойно и недостойно, как действовать в этой конкретной системе отношений.
Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность может порождать существование полдюжины специальных институтов, с другой стороны, каждый институциональный комплекс реализует целую гамму базовых потребностей.
В своем реферате я уже несколько раз употребил термин «социальный институт», но ещё не дал ему определения. Прежде, чем рассматривать функции институтов, необходимо рассмотреть, в чём состоит их сущность.
2. Сущность социальных институтов
Каждый социальный институт как организованная социальная система характеризуется устойчивой структурой и обладает набором определенных составных элементов, более или менее оформленных в зависимости от типа института. 1. Каждый институт имеет свою цель деятельности. 2. Он четко определяет функции, права и обязанности участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели. Каждый выполняет свою устоявшуюся, традиционную для данного института социальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему все остальные имеют достаточно надежные и обоснованные ожидания. 3. Социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими. 4. Институт располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения. Таким образом, социальные институты контролируют и упорядочивают поведение индивидов, они поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют поведение, отклоняющееся от требований этих стандартов.
3. Функции социальных институтов
Американский социолог Р.Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать «явные» и «скрытые (латентные)» функции социальных институтов. Данное различие функций было введено им для объяснения определенных общественных явлений, когда необходимо учитывать не только ожидаемые и наблюдаемые следствия, но неопределенные, побочные, вторичные. Термины «явное» и «латентное» он заимствовал у Фрейда, который использовал их совсем в другом контексте. Р.Мертон пишет: «В основе разграничения между явными и латентными функциями лежит следующее: первые относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению или адаптации некоторой определенной социальной единицы (индивидуум, подгруппа, социальная или культурная система); вторые относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же самого порядка». В качестве примера Р.Мертон приводит ритуальные танцы племени хопи по вызыванию обильного дождя, имеющие латентную функцию укрепления групповой солидарности, поддержания устойчивости и непрерывности племени вне зависимости от того, пойдет ли после этого церемониала дождь или нет.
3.1 Явные функции социальных институтов
Явные функции социальных институтов носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или декларированы, закреплены в системе статусов и ролей (например, принятие специальных законов или сводов правил: об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.), поэтому более подконтрольны обществу. Основной, общей функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует. Для осуществления этой функции каждому институту приходится выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это следующие функции; функция закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивная функция; интегративная функция; транслирующая функция; коммуникативная функция. Рассмотрим более подробно, что означают эти функции.
3.2 Латентные функции социальных институтов
Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца. Очень часто на практике некоторые институты продолжают существовать, хотя они не только не выполняют своих функций, но и порой даже препятствуют им. Это является доказательством того, что у данного института существуют скрытые функции, которые удовлетворяют потребности определенных социальных групп. Чаще всего подобное явление можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в очень большой степени. Хотя латентные функции очень трудно распознать, именно они представляют особый интерес для социолога. Р.Мертон подчеркивал, что, если социолог ограничивает себя изучением только явных функций, изучая проблему, достигнет та или иная организация или учреждение, созданные для определенных целей, свои цели, то он «превращается в искусного регистратора уже известных систем поведения. Его оценки и анализ ограничены вопросом, поставленным перед ним нетеоретиком, человеком дела, например, получим ли мы такие-то и такие-то результаты от введения новой системы оплаты. Но вооруженный понятием скрытой функции социолог направляет свое исследование именно в ту область, которая является наиболее обещающей для теоретического развития социологии. Он рассматривает известный (или планируемый) вид социальной практики, чтобы установить его скрытые, неосознаваемые функции (конечно, так же, как и явные функции). Он рассматривает, скажем, отдаленные последствия новой зарплаты для профсоюза, в котором состоят рабочие, или же последствия некоторой пропагандистской кампании не только для реализации поставленной перед ней цели увеличения патриотического пыла, но и для ее влияния на свободу выражения мнений людьми в том случае, когда они расходятся с официальной политикой, и т.д. Короче, мы полагаем, что специфический интеллектуальный вклад социолога состоит прежде всего в изучении непреднамеренных последствий (к которым относятся скрытые функции) социальной практики, так же как и в изучении ожидаемых последствий (среди которых находятся явные функции). Есть основание полагать, что именно в том пункте, где исследовательское внимание социологов смещается с плоскости явных в плоскость скрытых функций, социологи вносят свой специфический и главный вклад в исследование общества».
При рассмотрении функций, выполняемых социальными институтами, не следует забывать, что один институт может (чаще всего так и бывает) выполнять одновременно несколько функций; различные институты могут выполнять общие функции; у института на разных ступенях развития общества могут отпадать одни и возникать новые функции, или значение одной и той же функции может со временем или возрастать, или уменьшаться; один и тот же институт в разных общественно-экономических формациях может выполнять разные функции. Изучение общества всегда было трудной задачей, т.к. люди составляющие это самое общество, были и остаются индивидуальными, неповторимыми. Таким образом, это очень усложняло изучение общества.
Р.Мертон, при изучении социальных институтов, выделял явные и латентные функции этих институтов, которые представляют собой не только характеристики социальной структуры общества, но и являются индикатором его общей стабильности. Для стабильного общества характерно:
· присутствие четких, понятных функций;
· преимущество формальных функций институтов;
Для нестабильного общества характерно:
· амбивалентность (двойственность) функций;
· преимущество реальных функций институтов;
Таким образом, изучение общества в целом и социальных институтов в частности очень сложно и требует постоянного обновления данных о развитии общества, его структуре и функциях.
1) Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: учебник для вузов.//Москва: Гардарики, 2002
2) Голенкова З.Т., Коровин В.Ф. Американская социологическая мысль: Тексты.// Москва: изд. МГУ, 1994.
3) Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России.//Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
4) Осипов Г.В. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов.//Москва: Норма, 2001.
Подобные документы
Основные теории о социальных институтах. Теория социальных институтов в исследованиях Р. Мертона: функции и дисфункции. Проблема формальных и неформальных функций социальных институтов в концепции Д. Норта. Роль институциональных факторов в экономике.
курсовая работа [36,7 K], добавлен 05.12.2016
Понятие «социологического института» в научной литературе. Явные и латентные функции социологических институтов. Причины возникновения дисфункции. Институты-субъекты и институты-механизмы. Трансформация социальных институтов. Вырождение элитных групп.
контрольная работа [29,6 K], добавлен 03.04.2012
Определение понятия, изучение общих функций и описание видов социальных институтов как исторических форм организации жизнедеятельности людей. История развития социальных потребностей общества. Семья, государство, религия и наука как социальные институты.
реферат [61,2 K], добавлен 26.06.2013
Анализ подходов к определению «социальный институт». Признаки, функции, структура, критерии классификации социальных институтов. Институциональный подход к изучению социальных институтов. Теория объяснения и обоснования социальных институтов Дж. Хоманса.
реферат [34,1 K], добавлен 04.04.2011
Содержание, структура и функции социальных институтов. Изучение важнейших элементов институционализации. Признаки социальной стратификации. Характеристика патриархальной, традиционной семьи. Роль общественных институтов в развитии современного общества.
контрольная работа [23,6 K], добавлен 01.06.2015
Место и значение социальной стратификации и социальной мобильности в характеристике общества на макроуровне. Понятие и описание основных социальных институтов, процесс и этапы их формирования. Функции и дисфункции современных социальных институтов.
реферат [17,6 K], добавлен 20.09.2010
Изучение понятия, функций и предпосылок возникновения социальных институтов духовной сферы. Характеристика роли институтов науки, религии и культуры в развитии современного общества. Анализ отношений, возникающих в процессе создания духовных ценностей.
курсовая работа [46,7 K], добавлен 16.05.2011
Научное определение термина «социальный институт». Роль социальных институтов в обществе. Функции, дисфункции и структурные элементы основных институтов общества, их базовые характеристики и типология. Институционализация и институциональный кризис.
реферат [34,4 K], добавлен 04.02.2010
Современный социологический подход к исследованию коммуникационных процессов в обществе. Взаимосвязь между образованием, коммуникациями и средствами массовой информации. Определение данных институтов как социальных. Характеристика их социальных функций.
контрольная работа [34,3 K], добавлен 28.09.2010
Социальные институты как постоянно повторяющиеся отношения людей. Основные функции социальных институтов: воспроизводство членов общества, социализация, производство, распределение, управление и контроль. Простая форма существования социальных институтов.
презентация [12,6 K], добавлен 07.12.2011