что можно написать в отзыве

Как писать продающие отзывы

Максим Ильяхов рассказывает, из чего состоит отзыв, который поможет увеличить продажи, и как получить такой от клиента.

что можно написать в отзыве. Смотреть фото что можно написать в отзыве. Смотреть картинку что можно написать в отзыве. Картинка про что можно написать в отзыве. Фото что можно написать в отзыве

Максим Ильяхов

Покупатели изучают отзывы перед дорогой или сложной покупкой. Поэтому хорошо, если у компании есть обратная связь от клиентов, которая поможет новым покупателям решиться на оплату.

Копирайтер Максим Ильяхов рассказывает, из чего состоит продающий отзыв и как его получить от клиента.

Что имеют в виду, когда говорят о продающем отзыве

Продающие отзывы помогают клиентам принять решение о покупке: в них раскрываются острые вопросы о товаре или услуге, есть сценарии использования. И в целом они правдиво рассказывают о товаре или услуге.

Отзывы чаще всего нужны там, где люди принимают решение о дорогом товаре или услуге и где сами покупатели могут не разбираться в деталях — например, при выборе мастеров, гостиниц, при покупке дорогой бытовой техники или выборе организатора на свадьбу.

Отзывы не нужны там, где продукт выбирают глазами или на ощупь или где для покупателя нет большого риска.

Отзывы, скорее всего, не нужны кофейням или буханке хлеба; отзыв не нужен на недорогие футболки или службу доставки еды. Но, например, портному или банкетному залу отзывы помогут.

Отвечают на частые и болезненные вопросы аудитории. К примеру, человек покупает стиральную машину. Он хочет поставить ее на кухне, но там мало места и стандартная машинка не влезает. Поэтому ищет варианты с вертикальной загрузкой, но тут много вопросов:

Отзыв, который закроет эти сомнения, — продающий: он поможет определиться, стоит ли покупать конкретную модель или нет.

Формируют ожидания. Редко бывает, что товар или услуга одинаково хорошо подходят всем клиентам без исключения. Если пишет: «Мне все понравилось», мы примеряем это все на себя с учетом своих пожеланий и ценностей. А когда реальность не совпадает с ожиданиями, конечно, раздражаемся. И негатив переносим на компанию: кажется, что она обманула.

Например, мы ожидали, что фотограф на свадьбе будет невидимым. Мы прочитали отзыв: «Отличный фотограф, суперпрофессионал». На деле фотограф оказался страшно назойливым, лез чуть ли не под юбку невесте. Похоже, что для другого клиента это признак профессионализма — но не для нас.

Принцип такой: хорошо, если из отзыва понятно, что именно покупал клиент, для чего, какие особенности заказа и что получилось в результате. В таком случае новый клиент сможет примерить историю из отзыва на себя и определиться, чего ждать от покупки.

Без фальши. Такие отзывы могут заказать: например, заплатить студенту, чтобы он на разных площадках написал десяток сообщений. Но бывает иначе: отзыв написал реальный клиент, но в него все равно не верится. Обычно ощущение фальши возникает обилия неподкрепленных эмоций и абстрактных фраз.

Если компания сама о себе напишет отзыв и там будет сплошная ложь, покупатели быстро такое поймут, и такой отзыв только повредит.

👉 Важно понимать, что сегодня клиенты относятся к отзывам настороженно. Если там сказано «хорошо», «понравилось» или «замечательно», это для человека пустые слова. Что именно хорошо? Расскажите детали! Чем больше в отзыве фактов, примеров и ситуаций, тем он убедительнее. А фальшивые фразы вроде «Великолепное качество на самый взыскательный вкус» — это не то чтобы плохо, это просто никак.

Из чего состоит хороший отзыв

Универсального правила для отзывов нет — ориентируйтесь на свою аудиторию и продукт. Возможно, в вашем случае сработает только упоминание цены, а для другого бизнеса — рассказ о сервисе. Чтобы было от чего оттолкнуться, расскажу, на что обратить внимание.

Конкретика и подробности. Принцип простой: чем больше подробностей, тем больше шансов, что отзыв продаст.

Если весь отзыв — это восклицание «Чудо-фен!» или «У вас лучший сервис», от него мало толку. Здесь не за что зацепиться и примерить на себя. Может, покупателю нравится фен, потому что тот компактный и его удобно брать с собой в бассейн. Если он напишет об этом, другой покупатель, который ищет фен для тренировок, обратит внимание на подробность и скорее купит его.

Особенности и недостатки. Хвалебные отзывы вызывают подозрения. Они создают впечатление идеальности, но ничего идеального не бывает, и все об этом знают. Даже если продукт очень качественный и компания действительно надежная, хотя бы один клиент из двадцати будет недоволен.

Недостатки — это необязательно ужасное. Вспомним пример с феном. Допустим, он отлично сушит короткие и негустые волосы, а с длинными и густыми справляется дольше. Если в отзыве так и сказать, к нему будет больше доверия и клиент точнее представит, в какой ситуации фен лучше подойдет. Например, его можно купить, если покупатель не планирует сушить волосы за две минуты до выхода на работу.

Иллюстрации — это все, что помогает показать, как выглядит сама покупка или результат. Допустим, фотография фена, комнаты до клининга и после, растения в комнате. Если нет фотографии — не проблема. Хорошей иллюстрацией может стать рассказ, как компания помогла справиться с трудностью во время проекта.

Чтобы опубликовать на сайте продающий отзыв, поговорите с клиентом о совместной работе или вашем продукте. Для такого разговора лучше всего заранее составить вопросы и прямо попросить клиента об отзыве

Составить вопросы. Писать с нуля не всем нравится или попросту не хватает времени. Поэтому облегчите процесс для клиента и задайте ему конкретные вопросы. В зависимости от отношений с клиентом можно спросить в «Вотсапе», скинуть ссылку на опрос в «Гугл-форме», попросить ответить голосом: вариантов много, выбирайте тот, что удобнее для вас и клиента.

Хорошо, если вопросы будут максимально конкретными и не в целом о компании, а об опыте сотрудничества на примере конкретного заказа. Вопросы могут быть с таким смыслом:

Конкретные формулировки адаптируйте под свой бизнес. Например, если компания делает ремонт в квартирах, можно спросить точнее.

Расскажите, для какой квартиры заказывали ремонт и что это за ремонт:

Если публикуете отзывы на своей площадке, ответы на вопросы соберите в связный текст, покажите клиенту и опубликуйте от его имени. Если клиент сам оставляет отзыв, например, на «Яндекс-картах» или в других сервисах, собирать в текст необязательно. Вопросы в любом случае помогут рассказать подробно и с деталями.

Просить клиентов об отзыве. Если клиент недоволен, он сам напишет отзыв, и не один раз. А если компания выполнила обещания, может и промолчать. Кажется, ну что такого: я свою часть работы сделал — заплатил, компания сделала свою, о чем тут говорить.

Чтобы не оставаться без хороших отзывов, просите клиентов рассказать об опыте работы с вами. Как это сделать, тоже зависит от бизнеса. Если клиент отучился на онлайн-курсе, оставьте просьбу к последнему уроку или напишите письмо. Если принял квартиру после ремонта, скиньте ссылку на сайты-отзовики и попросите написать там.

На что обратить внимание в готовом отзыве

Если вы получили отзыв, лучше не менять его, даже если вам кажется, что отзыв написан не в том стиле. Иначе будет заметно, что его писал от компании, а не реальный клиент. По опыту, в готовых отзывах чаще всего смущают ошибки и стиль подачи.

Грамотность не главное в отзыве, но любой текст выглядит приятнее без ошибок. Если клиент оставил отзыв и у вас есть возможность исправить орфографические и пунктуационные ошибки — исправьте. Так автор не будет выглядеть глупо после публикации.

Естественность. Клиенты могут давать неофициальные отзывы, с просторечиями или сленгом. В этом нет ничего плохого — такие отзывы получаются естественными. Кажется, что их написал настоящий клиент, поэтому им доверяют:

«Пацаны меня спасли — сделали обалденный ремонт спальни за две недели, пока мы с женой были в отпуске. Меня не дергали — всякие мелочи докупали сами, все чеки сохранили и показали мне».

В этом отзыве есть сленг, но он выглядит естественно и реалистично, поэтому можно оставить и не вычищать до идеального идеала.

Источник

Как правильно написать отзыв: советы, рекомендации и примеры

Отзывы и комментарии − это мощные маркетинговые инструменты, способные влиять на потребителей не хуже рекламы и продающих текстов, увеличивающие рейтинг компании или отдельного товара. Прежде чем что-то купить, заказать или воспользоваться определенными услугами, люди хотят знать мнение и опыт предшественников. По статистике, до 70 % потенциальных покупателей читают отзывы непосредственно перед покупкой.

Но реальность такова, что не более 20 % клиентов оставляют отзывы на сайтах, на которых совершали покупку, причем большинство из оставленных – негативные (об отрицательном опыте люди почему-то пишут с большим энтузиазмом). Владельцам компаний приходится либо писать их своими силами от лица других людей, либо прибегать к услугам копирайтеров. Но и такое решение без грамотного подхода может сыграть злую шутку: одни отзывы окажутся бесполезными, а другие – излишне преувеличенными, не соответствующими действительности.

что можно написать в отзыве. Смотреть фото что можно написать в отзыве. Смотреть картинку что можно написать в отзыве. Картинка про что можно написать в отзыве. Фото что можно написать в отзыве

Источник изображения https://pixabay.com/.

Откроем главные секреты, как создать хорошую репутацию в Интернете, всего лишь грамотно написав отзывы.

Итак, какой он, хороший отзыв?

Честный.

Обманывать потенциальных клиентов и сильно преувеличивать плюсы своего товара – заведомо плохая идея. Не нужно выдумывать несуществующие преимущества, писать о качестве, к которому невозможно придраться, сроке службы «на века» и самых низких в мире ценах. Убедительные доводы и плюсы компании должны иметь место, но их обязательно подкрепить фактами, например: вместо «отличные консультанты» − «помогли выбрать товар, уделили полчаса времени, объяснили, как пользоваться».

Хороший пример:

что можно написать в отзыве. Смотреть фото что можно написать в отзыве. Смотреть картинку что можно написать в отзыве. Картинка про что можно написать в отзыве. Фото что можно написать в отзыве

Плохой пример:

что можно написать в отзыве. Смотреть фото что можно написать в отзыве. Смотреть картинку что можно написать в отзыве. Картинка про что можно написать в отзыве. Фото что можно написать в отзыве

Полезный.

Интернет кишит одинаковыми отзывами примерно следующего содержания: «Все супер, очень понравилось, буду заказывать еще». Потенциальному покупателю, который держит курсор над кнопкой «Купить», важен опыт использования и конкретные факты.

Хороший пример:

что можно написать в отзыве. Смотреть фото что можно написать в отзыве. Смотреть картинку что можно написать в отзыве. Картинка про что можно написать в отзыве. Фото что можно написать в отзыве

Плохой пример:

что можно написать в отзыве. Смотреть фото что можно написать в отзыве. Смотреть картинку что можно написать в отзыве. Картинка про что можно написать в отзыве. Фото что можно написать в отзыве

Понятный.

Разговорный стиль очень приветствуется в отзывах: это как раз тот случай, когда не нужно продумывать каждую фразу, а писать то, что идет от сердца (исключение – официальный отзыв от лица компании). Отталкивают комментарии, перенасыщенные капсом, смайлами, восклицательными знаками, сленгом, эпитетами, канцеляризмами, техническими данными, а текст, скопированный из описания преимуществ товара на сайте, воспринимается как спам.

Иллюстрированный.

Отзывам с фото доверяют больше. Это факт, и с ним не поспоришь. Но фотография фотографии рознь: профессиональные снимки и картинки с сайта интернет-магазина не годятся. На сайтах отзывов (irecommend.ru, otzovik.com и другие) наличие фотографий и видеообзоров на товары является обязательным: это главное подтверждение того, что комментарий не заказной и написан реальным пользователем.

что можно написать в отзыве. Смотреть фото что можно написать в отзыве. Смотреть картинку что можно написать в отзыве. Картинка про что можно написать в отзыве. Фото что можно написать в отзыве

Естественный.

Реальные отзывы покупателей далеки даже от школьных сочинений: предложения могут начинаться со строчных букв, встречаются орфографические и пунктуационные ошибки, опечатки. Сам текст может быть написан эмоционально, с юмором. К таким комментариям доверие выше.

Уместный.

Если речь о сторонних площадках, форумах, блогах, группах социальных сетей, они должны соответствовать тематике вашей продукции. Важно, чтобы тема была актуальная и «живая»: писать комментарии к посту или статье, которая не обсуждается уже несколько месяцев, а то и лет, бессмысленно.

Превалирующее большинство покупателей читают комментарии перед принятием решения. Отзывы улучшают коммерческую отдачу сайта за счет роста трафика целевой аудитории, повышения продаж и улучшения позиций в поисковой выдаче. Это еще раз подтверждает, что отзывы нужны! Побуждайте своих клиентов писать об их опыте, поощряйте за оставленные комментарии и активность. А если вы ищете, где заказать хорошие отзывы – цепляющие, естественные, прокладывающие прямой путь к покупкам, − обращайтесь в ProText!

Источник

10 советов, как написать хороший отзыв: примеры

5 минут на прочтение

Оставьте ваш email

Положительный отзыв – правильное вложение для привлечения новых клиентов. 75% покупателей ориентируются на комментарии людей, совершивших покупку. Поэтому будем использовать потенциал инструмента, чтобы увеличить поток клиентов.

что можно написать в отзыве. Смотреть фото что можно написать в отзыве. Смотреть картинку что можно написать в отзыве. Картинка про что можно написать в отзыве. Фото что можно написать в отзыве

Пользователей сложно убедить обратиться к компании. По данным searchengines.ru, только 15% (только вдумайтесь!) покупателей не обращают внимания на отзывы. Остальные же 85% регулярно мониторят информацию. Не сложно представить количество людей, старающихся, к примеру, найти низшую цену, или зарекомендовавшую себя компанию. Потому это не составляет труда. Ценообразование вопрос отдельный, его затрагивать не будем. Итак, как написать хороший отзыв, примеры которых используются в интернете?

Как написать хороший отзыв, пример отзыва с кафе.

Как написать хороший отзыв, примеры пригодных и неудачных профилей.

Пример плохого отзыва. Комментарий написан по шаблону. Плюс: написано имя менеджера, который принял заказ. Минусы: у пользователя установлена не настоящая аватарка, также в графе «Friends» аватарки друзей тоже отсутствуют. Это заказной отзыв.

Как писать положительные отзывы

С основными моментами разобрались. Теперь рассмотрим лайфхаки, как писать положительные отзывы.

Конечно от мастера. И клиенты прислушаются к совету людей, которые закрепили себя, как экспертов. Как написать положительный отзыв, образец на картинке.

что можно написать в отзыве. Смотреть фото что можно написать в отзыве. Смотреть картинку что можно написать в отзыве. Картинка про что можно написать в отзыве. Фото что можно написать в отзывеФото с сайта Google Maps

«Местный эксперт» выглядит убедительней по сравнению с простыми аккаунтами.

Обратите внимание, насколько отличаются авторы по манере написания. Первый написал отзыв без энтузиазма (стоит предположить, в магазине проводилась акция, в которой при написании отзыва клиенту давался бонус в виде скидки или накопительных баллов). Второй наоборот, к вопросу подошел серьезно. Скрупулезно, по пунктам, разложил все плюсы и минусы товара. Собственно, за такой отзыв поставило плюс 22 человека, что вполне логично, а первый остался без внимания.

Здесь коснемся технической части. На площадках проходит модерация отзывов, и чтобы отзыв оказался утверждённым, следите за тем, чтобы город откуда написан отзыв совпадал с адресом магазина (местоположение в том же городе). Также отслеживается использование аккаунта. Если аккаунт сразу перешел на ссылку товара и оставил отзыв, его удалят.

Как написать положительный отзыв,пример

Резюмируя, правильный отзыв содержит:

Придерживаясь этих пунктов отзыв получится достоверным и пройдет модерацию. Для администраторов он будет содержать информацию, которую невозможно найти в интернете, а так фотографии.

Поможем легально избавиться от негатива

Отрицательный отзыв мешает работать? Начните удаление в один клик.

Источник

Как написать отзыв: практическая инструкция и 7 примеров

что можно написать в отзыве. Смотреть фото что можно написать в отзыве. Смотреть картинку что можно написать в отзыве. Картинка про что можно написать в отзыве. Фото что можно написать в отзыве

Многие авторы начинали свои пути с малого и вначале изучали, как правильно писать отзыв для заработка. Конечно, оплата невеликая, но для начала можно попробовать работать с такими мини-текстами. Более того, судя по сообщениям на различных форумах, на этом можно неплохо заработать.

7 шагов к написанию хорошего отзыва

Рассматривая этот вариант заработка, нужно понимать всю ценность слов и не ставить себя выше других. Если люди ищут информацию о каком-то продукте и читают отзывы о них, то они понимают написан он от души или это «притянутые за уши» слова.

Перед тем как писать, если вы взялись за такую работу, поймите, что есть ряд показателей, оцениваемых интуитивно при прочтении. Выработав правильную тактику, можно будет писать животрепещущие отзывы, за которыми будут выстраиваться в очередь покупатели.

Итак, правило № 1 – определяем цель

Если у вас нет цели, то от того как правильно написан отзыв в плане орфографии, толку будет мало. Допустим вам необходимо написать положительные слова об интернет-магазине. Нужно подобрать такие слова, которые дадут понять человеку, что обувь удобная и ее можно приобретать.

Пример плохого отзыва.

Купил кроссовки. Модель очень удобная, носится прекрасно, ноги не устают. Обязательно приобрету такие же как износятся.

Это неправильный отзыв. Да он написан в положительном ключе, но люди прекрасно понимают, что он «фейковый». Нет никакой цели.

Пример написания хорошего отзыва.

Приобрел кроссовки в интернет-магазине и не ошибся с выбором. Несмотря на боязнь многих покупать одежду в сети был приятно удивлен интуитивным подходом консультантов и их помощью. После получения и примерки, понял, что не ошибся с выбором. Обязательно еще раз воспользуюсь предложениями этого магазина.

Вот это пример правильно написанного отзыва. Он не безликий и говорит о приверженности интернет-магазина идее угодить клиенту. Нет никаких дифирамбов возносящих продукцию. Просто, понятно и в то же время привлекательно.

Правило № 2 – целевая аудитория

В этом плане разграничение касается написания отзывов для простых людей. Многие используют канцелярский язык. Но это неправильно. Это отзыв для всех и читатель должен сам разбираться в правильности выбора. Поэтому от банальных слов нужно отстраняться и не использовать их.

Плохой пример.

Посмотрел фильм «Экипаж» и понял, что в России тоже могут снимать хорошие картины. Отличный подбор актеров и профессиональная игра. Рекомендую всем.

Этот отзыв написан в шаблонном стиле и это неправильно. Буквально первая строчка говорит о том, что рекомендацию не стоит читать.

Хороший пример, выглядит так.

Несмотря на однотипность большинства фильмов, снимаемых Российскими киностудиями, лента «Экипаж» заставила взглянуть на отечественный кинематограф под другим углом. Завораживающий сюжет и хороший финал. По возможности обязательно пересмотрю еще раз.

Вроде и никаких дифирамбов, но как бы ненавязчиво отзыв пишется в положительном стиле. Нужно уходить от шаблонности и писать правильно опираясь на эрудированность в подборе слов и синонимов.

Правило № 3 – мотивация

Вы когда-нибудь оставляли отзывы самостоятельно? Я думаю для этого нужна большая мотивация. В большинстве случаев, даже если вам понравится фильм, вы вряд ли напишете о нем отзыв в интернете. Нужна мотивация и для этого есть три фактора:

Эмоции выплескиваются когда вы довольны чем-то или (что более естественно недовольны). Если человеку что-то не нравится, больше вариантов того, что он напишет отрицательный отзыв. О том, как писать на сайте положительные заметки многие даже и не думают.

И здесь тоже играет искусственность стиля. Если вы пишете за «спасибо», то скорее всего у вас нет мотивации. За деньги отзывы нужно писать с эмоциями, чтобы оставить след, по которому человек пойдет в интернет-магазин или же наоборот не пойдет.

Правило № 4 – эмоциональные возможности

Я решил выделить это правило в отдельный пункт, хотя многие не знают, как правильно писать такой отзыв. Эмоциональность в выражающемся стиле делится на следующие группы:

Пример отрицательного отзыва.

Приобретенные в интернет-магазине кроссовки не только были другого размера, но и оказались совершенно неудобными, хотя судя по описаниям на сайте, это натуральный продукт от известной компании.

Нейтральный пример.

Качество товара, приобретенного в интернет магазине находится на приличном уровне, модель кроссовок подошла по размеру. Доволен, рекомендую!

Хотя в конце этого отзыва и есть превозносящие слова и даже восклицательный знак, сразу видно, как он написан, а именно в нейтральном стиле.

Положительный отзыв насчет тех же кроссовок можно взять из примера, описываемого во втором варианте. По возможности можно варьировать количество символов, добавляя рассказ о функциональности покупки.

Вариант № 5 – больше конкретики

Не всегда пустые слова, даже и красивые делают свое дело в плане привлечения покупателей. Если вы разберете как правильно писать отзывы и научитесь правильно писать такие мини-тексты, то вам будет проще работать с продающими статьями. Они немного похоже и в отзывах есть какая-то часть таких текстов, ведь положительность привлекает клиентов.

Но ближе к конкретике. Факты позволяют сыграть на доверии клиента(будущего). Возьмем те же кроссовки.

Хороший пример.

Эта модель обуви опробована многими спортсменами, поэтому и выделяется на рынке, пользуется спросом у широкой аудитории потребителей.

Конкретики нет. Посмотрим на другой пример.

Вариант с конкретикой.

Данная модель кроссовок прошла все тесты и отмечена такими спортсменами как Криштиану Роналду, Андрей Аршавин и Майк Тайсон. Все отмечают высокий класс комфорта и надежности.

Вот примерно так. Но конкретные факты не берутся из головы. О них можно писать только основываясь на реальности.

Вариант № 6 – естественность

Написание отзывов без ошибок в чисто литературном стиле тоже вызывает подозрение. Как нужно правильно поступить? Эмоциональный человек, которому понравился товар или услуга была оказана некорректно, в порыве эмоций напишет отзыв с ошибками. Но это не говорит о том, что нужно путать гласные с согласными. В реальных примерах обязательно будут присутствовать буквы выделенные КАПСОМ, восклицательные знаки после эмоциональных выражений, смайлы и скобки. Все это атрибуты естественности.

Вариант № 7 – немного искренности

Как писать отзыв, если вас просят сделать это за деньги, и вы никогда не приобретали кроссовки в интернет-магазине? Это самая сложная модель, в которой нужно включать мастерство слова и работать в стиле копирайтера, то есть включать свою эрудицию.

Но помните – читатели чувствуют искренность, поэтому напишите о своей обуви в положительном ключе. Подсмотрите где-нибудь пример и по нему напишите отзыв. Только помните, обо всех правилах, описанных выше. Если вы овладеете техникой написания, то сможете использовать этот вариант как дополнительный заработок копирайтера.

Источник

Как правильно написать хороший отзыв: 7 шагов, образцы и примеры

что можно написать в отзыве. Смотреть фото что можно написать в отзыве. Смотреть картинку что можно написать в отзыве. Картинка про что можно написать в отзыве. Фото что можно написать в отзыве

Всем добрый день! С Вами снова Даниил Шардаков, и сегодня мы рассматриваем одну очень актуальную тему: “Как написать чертовски хороший отзыв, который будет решать поставленные перед ним задачи”. “Какие задачи?”, — спросите Вы. Задач масса. Отзывы имеют огромное значение как в бытовой сфере, так и в сфере продвижения бизнеса, товаров, услуг или идей и даже способствуют налаживанию выгодных связей. Не верите? Дайте мне пару минут, и я не только Вам это докажу, но и покажу на примерах, как и что делать.

Оглавление статьи:

Зачем писать отзывы: 5 веских аргументов

Когда я был еще студентом, я забыл свой портфель с документами и подписанной курсовой работой в открытой камере хранения одного продовольственного магазина. Открытая камера хранения — это когда в магазине на полочке под номерами стоят корзинки, Вы берете одну из них, а вместо нее ставите свою сумку. Купив продукты, я совершенно забыл про портфель. Дело было в пятницу. Опомнился я только вечером в воскресенье. “Ну все, п…ц” — было первой мыслью.

В понедельник не успел магазин открыться, как я был уже там. Портфеля в камере хранения не было. Я подошел к одной продавщице и поинтересовался насчет пропажи. Реакция меня поразила: ее глаза стали широкими, она словно подпрыгнула и чуть было не взвизгнула от восторга. “Вы — тот самый отличник, который забыл у нас портфель!”, — на одном дыхании выпалила она и выдержала эффектную паузу, лукаво глядя на меня своими голубыми глазами.

В этот момент меня посетили две мысли:

Испытывая жгучее желание поскорее забрать портфель и удалиться, я признал, что я и есть тот самый рассеянный отличник, наливаясь красной краской, словно бурак. Но девушка, видимо, вовсе не собиралась заканчивать свою увлекательную игру.

“Так, сейчас мы проведем идентификацию вашей личности”, — ехидно отметила она и поманила меня в служебное помещение. “Ситуация начинает приобретать неожиданный оборот”, — подумал я, и в голове начали проскакивать юношеские похотливые мысли. Я проследовал за ней.

В подсобном помещении у меня создалось такое чувство, что я — очень редкий экспонат на выставке. Я стоял уже перед тремя сотрудницами магазина разных возрастов, и все они изучающе рассматривали меня, как археологи останки динозавра. Затем одна из них принесла мой портфель.

— Так, ваша фамилия? — спросила она, открыв зачетку.
— Там есть фотография — смущенно буркнул я, осознавая, что ситуация начинает напоминать какой-то фарс, но в то же время понимая, что многим обязан этим продавщицам.
— А, точно! Даниил Юрьевич, вот ваш портфель, не теряйте его больше!

Я готов был провалиться под землю от неловкости.

— Как я могу вас отблагодарить? — спросил я.
— А напишите отзыв, если вам не трудно, — сказала девушка.
— Это можно, лукаво сказал я и достал свою перьевую ручку…

Написать отзыв нужно было в книге замечаний и предложений (которая, кстати, традиционно предназначена для жалоб, и о том, как их правильно писать, Вы можете прочитать здесь). Через минут двадцать работа была сделана, и уже через час я забыл обо всем случившемся.

Через несколько недель мне позвонила то ли заведующая магазина, то ли директор, поблагодарила за отзыв и сказала, что он был зачитан на собрании совета директоров торговой сети и благодаря ему всем сотрудникам магазина выписали дополнительную премию за высокое качество обслуживания. А еще через некоторое время по почте пришло уведомление письмом о том, что отзыв, действительно был зачитан на собрании совета директоров.

С тех пор меня в этом магазине знают и, несмотря на то, что я появляюсь в нем достаточно редко, всегда встречают теплыми улыбками. А все благодаря одному отзыву.

К чему я рассказал Вам эту историю? К тому, что даже один отзыв может вызвать сильный резонанс. И это лишь один из примеров. Вот пять веских доводов, почему отзывы имеют огромный потенциал.

Как написать отзыв: практическая инструкция из 7 шагов с примерами

Обратите внимание на одну очень важную вещь. Люди всегда чувствуют, когда отзывы написаны разными реальными людьми, и когда их искусственно генерировал один человек. Просто потому что существует ряд показателей, которые люди оценивают интуитивно, на подсознательном уровне. Если Вы учтете эти показатели, Ваши сфабрикованные отзывы будут практически неотличимы от реальных (если для Вас это актуально).

Совет автора: даже если Вы умеете виртуозно фабриковать отзывы, не злоупотребляйте этим. Лучше добудьте настоящие образцы. Просто поверьте: они работают лучше.

Шаг №1 (самый важный). Определить цель отзыва

Если у Вашего отзыва нет цели, то толку от него мало. Поясню на примере. Допустим, у Вас есть своя фирма, и Вы хотите опубликовать отзывы довольных клиентов.

Большинство допускает одну и ту же ошибку: публикуют отзывы, которые не имеют цели. Т.е. отзыв, написанный ради отзыва. Это неправильно. И вот почему.

Сравните два примера.

Пример отзыва №1

Работаем с фирмой N уже довольно давно. Никаких нареканий, одни положительные впечатления. Будем продолжать сотрудничество.

Главный недостаток такого отзыва — он ни о чем. Т.е. у него нет цели, и он не подчеркивает конкурентные преимущества.

Пример отзыва №2

Наша компания впервые обратилась к фирме N около полугода назад с задачей разработать продающий сайт, который реально генерирует продажи, а не просто висит мертвым грузом, проедая бюджет. Результаты превзошли ожидания: рост продаж за первый квартал составил +96%, и это в “мертвый сезон”, когда обычно у нас убыток. Планируем заказать фирме N еще несколько сайтов для смежных проектов.

У этого отзыва стоит конкретная задача: обработать типичное возражение потенциального клиента, дескать, я закажу у вас сайт, а он будет висеть мертвым грузом. Более того, этот отзыв усиливается демонстрацией конкретного результата.

Шаг №2. Выбрать язык целевой аудитории

Когда Вы пишете отзыв на продукт, предназначенный для простых людей канцелярским языком — это плохо. Аналогично плохо и обратное. Эта типичная ошибка уже “спалила” не одну сотню горе-райтеров, которые привыкли писать универсальные отзывы “для всех”. Также плохо работают избитые клише.

Рассмотрим еще пару примеров.

Пример отзыва №3

Я прочитал книгу автора Пупкова П.П. “Как писать чертовски классные отзывы на рок-концерты музыки в стиле Heavy Metal” и считаю, что это одно из лучших произведений, которые мне когда-либо доводилось читать. Автор очень доступно разъяснил все тонкости. Рекомендую.

Данный отзыв по стилю совершенно не соответствует языку целевой аудитории. Кроме того, шаблонизированное начало убивает естественность на корню.

Пример отзыва №4

Наткнулся на книгу случайно, название улыбнуло. Не знаю, кого может торкнуть этот бред, разве что задротов типа автора отзыва №3.

Обратите внимание: если перед Вами стоит задача написать отзыв для организации или для характеристики чего либо, помните, что он должен доносить нужную информацию до читателя на понятном ему языке.

Шаг №3. Понять мотив для отзыва

Задумывались ли Вы когда-нибудь, почему люди, вообще, оставляют отзывы? Хотя, нет, спрошу иначе: почему люди не оставляют отзывы? Правильно, потому что им просто лень. Отсюда вывод: для того, чтобы человек оставил отзыв, у него должен быть какой-то мотив. Как правило, источниками мотивации являются три фактора:

Первый фактор вступает в силу, когда человек либо доволен, как слон, либо когда он вне себя от ярости, обиды или досады. Второй фактор включается, когда человек хочет самоутвердиться, проявив свои знания и опыт, поделившись информацией. Наконец, третий фактор вступает в силу, когда человек через отзыв хочет получить ответ на вопрос. Как правило, отзывы такого типа стимулируют дискуссию.

Когда Вы пишете естественный отзыв, мотив у Вас уже есть. Когда Вы пишете искусственный отзыв, например, потому что попросили или просто нужно написать, помните, что мотива у Вас нет и его нужно найти или сделать вид, что он есть. В противном случае правдоподобность такого отзыва будет страдать.

Шаг №4. Выдержать эмоциональность отзыва

Из предыдущего шага Вы уже знаете, что эмоции — это один из мотивирующих факторов для написания отзыва. Эмоциональность условно можно разделить на три группы:

Отзывы с нейтральной (объективной) окраской, как правило, пишутся под воздействием фактора самовыражения.

Пример плохого отзыва №5

Ужасный сервис! Мало того что пришлось ждать полтора часа, так и менеджер оказался неотесанным хамлом. Люди, не ходите в эту шаражкину контору! Уважайте свои нервы и время!

Налицо негативная окраска.

Пример хорошего отзыва №6

Магазин — супер! Всегда буду здесь покупать! Доставили точно в срок, предварительно позвонили, помогли подключить и сделали скидку. Ребята, я вас обожаю!

У этого отзыва не только явная положительная эмоциональная окраска, но и ответы на многие вопросы потенциальных потребителей. Другими словами, такой отзыв — отличное конкурентное преимущество.

Пример нейтрального отзыва №7

Девайс неплохой. Качество сборки оставляет желать лучшего, но зато по функционалу модель ощутимо превосходит предыдущие серии.

Отзыв в нейтральном ключе. В нем чувствуется самовыражение автора.

Обратите особое внимание: старайтесь избегать излишней приторности в отзывах. Когда все слишком хорошо и сладко — это неестественно.

Шаг №5. Наполнить обратную связь конкретикой

Чем больше конкретики будет в отзыве, тем более правдоподобным он выглядит. Тем не менее, не стоит пускаться в крайности. Если есть реальные цифры, реальные достижения, все, что можно измерить, то присутствие таких данных будет только на пользу.

Пример отзыва №8

Студент Иванов И.И. проявил себя как ответственный и дисциплинированный работник и участвовал в ряде проектов, разрабатываемых лабораторией.

Здесь нет конкретики, отзыв написан слишком общими словами.

Пример отзыва №9

Студент Иванов И.И. ни разу не опоздал за все время прохождения практики и оказал неоценимую помощь лаборатории, разработав программный модуль сбора данных в рамках проекта “Разработка программного комплекса мониторинга курсов валют коммерческих и государственных обменных пунктов”.

Шаг №6. Дополнить отзыв атрибутами естественности

Если все Ваши отзывы написаны идеально литературным языком и без ошибок, это вызывает подозрения. Реальные отзывы содержат опечатки, сленг, КАПС, скобки-смайлы, восклицательные знаки и т.д., в зависимости от того, кто пишет отзыв и какие задачи перед отзывом стоят. Помните об этом. Данный шаг не актуален для написания характеристик и официальных отзывов.

Шаг №7. Оценить искренность

Последний шаг, но не по значению. Когда Вы пишете отзыв, постарайтесь сделать его искренним (или наполнить его искренностью, если Вы этот отзыв фабрикуете). Сказать по правде, это самый простой и в то же время, самый сложный шаг. Как его делать — решать уже Вам. Читатели чувствуют искренность, это та самая компонента, которая вызывает доверие. И именно поэтому гораздо лучше, когда отзывы пишут для вас реальные люди, поскольку настоящую искренность нельзя ничем заменить.

Как писать «канцелярские» отзывы (о прохождении практики, студенте и т.д.)

Когда я работал в научно-исследовательской лаборатории, я обожал писать отзывы своим практикантам. Однажды куратор одного студента (который, как выяснилось, прочитал мой отзыв) позвонил мне лично и начал расспрашивать, неужели студент и правда настолько хорошо себя зарекомендовал всего за один месяц. “С такой характеристикой его можно в министры продвигать!”, — сказал он разразился раскатистым смехом.

Когда Вы имеете дело с канцелярским языком, используйте факты и безличные предложения (научный стиль).

Пример отзыва №10

В ходе прохождения практики студент Петров П.П. зарекомендовал себя как добросовестный и ответственный работник, разработав 4 раздела (с 5 по 9) технической документации для аппаратно-программного комплекса “Система распознавания периода спаривания североафриканских ежей”. За прохождение производственной практики рекомендую выставить студенту Петрову П.П. оценку 10 (десять).

Отзывы как благодарность

И еще один важный момент. Отзыв — это часто просто короткое донесение обратной связи. Если мы говорим о бизнесе или крупных покупках в корпоративном сегменте, то иногда имеет смысл написать благодарственное письмо с печатью и подписью. Также такие письма будут Вам очень полезны, если Вы отказываете услуги или продаете товары. Благодарственные письма на фирменных бланках работают лучше, чем просто отзывы, и у них есть своя специфика написания. Подробно этот вопрос мы разбираем в этой статье, посмотрите.

Выводы

Представленной в этой статье информации более чем достаточно как для написания хорошего отзыва “с нуля”, так и для создания искусственных отзывов, для “подсолки” пользовательской активности. Берите, используйте, внедряйте, но помните, что ни один сфабрикованный отзыв не может сравниться с настоящей искренней эмоциональной обратной связью.

Автор: Даниил Шардаков

Инженер, интернет-маркетолог, копирайтер, писатель, преподаватель. Практик. Автор книги «Копирайтинг с нуля».

================
ВАЖНО! Теперь все бесплатные курсы, задачи и другие материалы есть в Telegram: https://t.me/shardcopy. Подпишитесь, чтобы они были у Вас всегда под рукой в телефоне!
================

86 ответов к “Как правильно написать хороший отзыв: 7 шагов, образцы и примеры”

Напишу отзыв о статье про отзывы.
Статья «Как написать классный отзыв: 7 шагов + примеры» произвела на меня неизгладимое впечатление. Довольно большой объем текста, благодаря продуманной структуре, читается быстро и легко. Чёткая систематика изложенных тезисов позволяет без труда вникнуть в суть проблемы. Предложенные шаги решения проблемы раскрыты в доступной форме. Безусловно, статья будет полезна и новичкам, и профессионалам копирайтинга.
Короче… ФСЕМ ЧЕТАТЬ АБИЗАТЕЛЬНА. 111

Когда я вижу классный контент, инфу которая реально прочищает мозги от путаниц — то отзыв пишу сам. Меня даже просить не нужно для этого. Рядышком — замечаю — точно такую же энергетику отзывов людей, и стопудово знаю, что их тоже никто не просил…

А если отзыв «нужно» писать, то с продуктом, инфой явно что-то не так.

Из своего опыта скажу, есть определенная аудитория, которая не особо любит писать отзывы, поэтому появляется необходимость их генерировать самому. Иногда даже приходится переносить отзывы из устной формы (оффлайн) в письменную. Еще есть вариант, когда продукт или услуга новы на рынке, поэтому пару отзывов станут хорошим толчком для начала продаж.
Иными словами, умение писать хорошие отзывы может быть очень полезным. Такое умение шикарно сочетается с способностью «изменять личность» (ощущать, воспринимать, думать, говорить как некий представитель целевой аудитории).

Согласен с вами, так как для меня комментирование и отзывы — и есть настоящий копирайтинг. Продать может одно-ва правильных слова.

Я уже даже не читаю ни отзывов ни комментов — так легко просекается фальшивка как только приземляешься на страницу.

Но есть хорошие отзывы, согласен. Они есть только в том случае, когда продукт/инфа действительно убойные.

Лажу-же — пытаются облагородить, что мягко говоря не красит ни производителя, ни покупателей… потому что в сети не проблема найти нечто лучше. Это означает, что те люди которые двигают лажу либо сами слепцы, либо купленные.

А у нас другая беда — клиенты (а это юрлица) на наше предложение написать отзыв, если их все устроило, отвечают согласием, но только при условии, что мы сами текст напишем, а им дадим, чтоб на бланк поставили и подписали у начальства.
Вот и попробуй кучу отзывов наплодить, чтоб непохожие были, официальные и без лишних перегибов в восхвалении себя любимых)))

Можно не плодить кучу текстов, а поговорить с человеком и на основе сказанного написать, это не будет безликий текст, а он уже будет и эмоционально окрашен, и со сленгом и авторский…

Вот!! Отличное руководство к действию. Спасибо, Даниил. Подсказал отличную идею, да еще и научил как её осуществить.

автор умничка, автору респект, во первых читать интересно, а во вторых много инфы действительно стоящей, не простое бла бла бла о том что надо прочувствовать и написать! Про факты правда, чем больше цифр и конкретных примеров, тем больше веры такому отзыву. НО! Помните пишите только проверенные факты, это очень важно!

Даниил, спасибо. Ваша статья подсказывает и то, какие отзывы просить у Клиентов.
Еще один незатронутый аспект темы. Очень важно бывает, чтобы в случаях, когда платит один, а пользуется товаром/услугой другой, отзывы были и от покупателей, и от потребителей. Например, при покупке чего-то для подростка — и «Вау!», полученное тинейджером, и мнение родителя, почему они решились на эту покупку и что она изменила в ребенке/отношениях с ребенком. Для продавцов корпоративных тренингов это очень значимо: сайты пестрят отзывами типа «мы классно провели время, нам было очень весело» вместо «после того, как наши сотрудники прошли этот тренинг, продажи неходовых позиций возросли на ХХ%».

Я здесь новенький. Сайт мне нравится — и интересно, и информативно, и атмосфера приятная, и высказаться можно: и это даже кому-то интересно. Даниил, спасибо за совет и надеюсь что Вы продолжете тему «Как написать классный отзыв: 7 шагов + примеры», хотелосбы побольше примеров.

Если не хватает — сделаем. Внесу в план публикаций на ближайшее будущее. 🙂

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *