что можно написать на черновике
Почему школьникам не стоит делать домашнюю работу на черновиках и как это может сказаться на будущем ребенка
Многие родители удивляются, почему классные работы ребенок пишет ужасно, получает плохие отметки, при этом дома переписывает домашнее задание несколько раз сначала на черновиках, а уже потом в тетрадь.
Крик души родителей
Светлана, мама 9-летнего Романа:
«Сын учится плохо, по математике и русскому языку получает плохие отметки. Только идеальные домашние работы вытягивают на средний балл».
Оксана, мама 8-летнего Ивана:
«Дома мы несколько часов каждый день тратим на то, чтобы переписать готовый вариант домашней работы в тетрадь. Если Ваня будет сразу писать в тетради, боюсь, его оставят на второй год. Не знаю, что с этим делать».
Педагоги и психологи говорят о том, что успеваемость детей напрямую зависит от того, использует ли он черновики при выполнении домашнего задания. Если родители хотят, чтобы их ребенок хорошо учился, первое, что они должны сделать, это забыть про черновики. Чем больше будет переписывать ученик работу на нескольких черновых листках, тем хуже будет продвигаться учеба в школе.
Иллюзия идеальной домашней работы
Для чего детям задают домашнее задание в школе? Делается это для того, чтобы ученик закрепил полученные знания после уроков. Когда учитель проверяет домашние работы, он видит, усвоил ли материал школьник, а, может, он что-то понял не до конца. Но родители часто считают, что домашнее задание – это возможность получить хороший балл, ведь дома можно переписать задания и выполнить их в чистовом варианте на «отлично».
Школьник не поймет, что он сделал не так. Маме или папе некогда объяснять, учитель поставит пятерку, потому что домашняя работа выполнена идеально. Педагог ведь не может знать, что в самом начале на черновике было все исчеркано, написано неаккуратно, в примерах было много ошибок. Он видит чистовой вариант, и там все выполнено красиво и правильно.
Домашние задания как раз и должны выявлять те пробелы, которые остались у ребенка после пройденного материала. Возможно, он что-то не понял, нуждается в разъяснениях, а родители заставляют его красиво переписывать готовый вариант, не утруждая себя анализом ошибок.
Если родители не хотят или не могут сами объяснить, где ребенок делает ошибки, нужно дать ему возможность сделать домашнюю работу сразу в тетради, чтобы учитель увидел, на чем нужно заострить внимание.
Чем опасны черновики?
Когда школьник пишет в черновике, он даже не думает, что нужно стараться. Зачем это делать, ведь все равно придется все переписывать в тетрадь. Даже если ребенок от природы усидчивый, пытается все выполнять качественно, в черновике он будет писать неаккуратно, зачеркивать и исправлять. Возможно, школьник на черновике будет правильно считать, вычитать, умножать, но вот за почерком он точно следить не будет. Ребенок не следит за аккуратностью на листке, ведь на черновике это не имеет никакого значения. В чистовом варианте ведь все будет красиво, без помарок и зачеркиваний.
А потом педагоги удивляются, почему домашние работы у школьника идеальные, а на уроках он пишет грязно и с ошибками. Но как ребенок научится сразу писать чисто, если он привык несколько раз переписывать работу дома?
Привычка работать с черновиками может негативно отразиться на дальнейшей жизни человека. В университете, на работе, в семье он будет делать все так, как будто у него всегда есть возможность все «переписать» на чистовик. Часто можно встретить таких людей, которые с первого раза никогда не могут хорошо выполнить задание. Им нужно, чтобы директор сделал замечание, отправил переделывать отчет, и то лько тогда работа будет выполнена хорошо. Такие люди могут выходить замуж или жениться на малознакомом человеке, ведь потом можно будет развестись и выбрать идеальную пару.
Наверняка родители не думают, что могут испортить жизнь сыну или дочери, когда предоставляют им возможность работать с черновиками.
Как родители превращают детей в невротиков
Многие взрослые с содроганием вспоминают школьные годы, когда родители сидели часами над ними и заставляли переписывать домашнюю работу.
Константин, 24 года:
«С ужасом вспоминаю, как папа кричал на меня, когда я делал ошибки в словах или неправильно решал примеры. Он мог кинуть в меня тетрадью, а потом заставлял переписывать домашнюю работу на черновиках до того момента, пока не добивался идеальных результатов. Даже сейчас меня мучает страх, что я совершу ошибку, что-то не так сделаю. Отец отбил желание учиться, хотя я мог бы окончить школу с медалью, все задатки для этого были».
Если заставлять ребенка несколько раз переписывать домашнюю работу, вероятен риск развития невротических болезней в раннем школьном возрасте. Мама кричит, срывается, ребенок нервничает, плачет. Безусловно, такая обстановка негативно скажется на психическом состоянии школьника.
Может ли черновик принести пользу?
Настоящее предназначение черновика – «набросать» собственные мысли, размышления. На черновом листке можно написать, например, сочинение или эссе. Школьник пишет на листке свои наблюдения, цитаты, мысли, а потом собирает их в красивое изложение.
Также на черновике можно начертить или нарисовать эскиз, а также написать примерное решение сложной задачи, которое лучше разбить на несколько этапов. Черновик нужно использовать не для того, чтобы идеально переписать домашнюю работу в тетрадь. В него делают пометки, записи, которые помогают концентрировать внимание на сложных задачах. То, что не нужно держать в голове, можно сразу переносить в тетрадь.
Как правильно делать домашнее задание
Конечно, лучше сразу приучать ученика делать «домашку» в чистовом варианте. Если он привык переписывать работу с черновика, переучиться ему будет тяжело. Нужно заранее договориться, что черновиков больше не будет. Это значит, что ребенок должен сразу писать аккуратно в тетради, для чего нужно приложить все возможные усилия.
Что требуется от родителей, чтобы ребенок н аучился работать без черновиков:
Что будет с успеваемостью
Родители могут первое время нервничать из-за того, что ребенок выполняет домашнюю рабо ту медленно, ведь работа с чистовым вариантом требует повышенной усидчивости. Нужно быть готовым к тому, что отметки за домашнее задание могут быть ниже, чем обычно. Но не нужно переживать, ведь скоро ребенок научится обходиться без черновика, и успеваемость станет только лучше.
Самое главное, что должны помнить родители – в школе п олучают знания, а не посещают учебное заведение ради хорошего аттестата. Пускай лучше в начальных классах ребенок научится выполнять домашнее задание на чистовике, ведь потом будет гораздо сложнее делать это аккуратно с первого раза. Ребенок может переп исывать много раз, но проблема останется. Он так и не разберется, в чем его ошибка, и не научится сразу выполнять работу хорошо.
Блог проекта «Курсы писательского мастерства»
Никакой воды, только полезные и действенные материалы для писателей
Зачем нужен черновик, или почему писать первый черновик не так страшно, как кажется?
Перевод опубликован в рамках подготовки к курсу “План романа 2.0”.
Первый шаг всегда самый трудный. Он может показаться непреодолимым, когда наступает время начинать переносить историю из головы на бумагу. Написание первого черновика – один из сложнейших этапов в создании романа и серьезное препятствие для многих. На одного автора, испытывающего затруднения с правкой рукописи, приходится сотня тех, кто вообще не может заставить себя начать писать.
Почему же так происходит?
Возможно, у начинающих писателей сложилось неверное представление о первых черновиках?
В таком случае им стоит прислушаться к мнению авторов, чьи книги уже прошли долгий путь от кошмарной пустой страницы до полок книжного магазина. По всей видимости, успешные авторы используют другой подход к написанию первого черновика.
Из чего же состоит этот подход?
Мы выделили пять основных фактов, которые вы должны иметь в виду, когда садитесь писать свой первый черновик.
1. Будет трудно
Написание первого черновика — это не кромсание текста, а процесс создания чего-то из ничего. Вы берете историю, которая существует только в вашей голове, и слово за словом запечатлеваете ее на бумаге. Даже если вы полностью измените историю во втором черновике, вы, по крайней мере, будете работать с тем, что уже существует. Воображение – безграничный ресурс, и втиснуть его в определенную форму – чрезвычайно трудная задача. Справляться с ней помогает первый черновик, в котором обрисовываются начальные признаки и очертания того как, когда и где должны произойти сюжетные действия.
Когда я пишу, я чувствую себя безруким и безногим человеком с карандашом во рту.
Хорошая новость заключается в том, что это всего лишь разовая трудность. Работа может показаться вам очень утомительной и каждое предложение даваться ценой неимоверных усилий, но зато в дальнейшем вам больше не придется создавать идею из ничего. Даже если вы в конечном итоге возненавидите то, что написали и направите мысли в противоположное русло, переписывать существующий текст вам будет намного проще, благодаря тому, что теперь у вас будет отправная точка: основа и рамки.
«Бойцовский Клуб» Чака Паланика и «Невыносимая любовь» Иэна Макьюэна изначально задумывались как рассказы, но в окончательном варианте авторы развили их до романов, используя материалы ранних черновиков. Каждое, даже плохо написанное, предложение прибавляет истории натуральности и облегчает вашу работу.
2. Не ждите шедевров
Представьте себе мраморную глыбу, отколотую от гигантского монолита, из которой предстоит вытесать изящную скульптуру. Даже придать мало-мальски узнаваемые черты бесформенному куску камня будет непросто, а превратить его в безупречный шедевр сразу – абсолютно невозможно. Тот же принцип касается и ваших идей, произведенных на свет безграничными возможностями вашего воображения. Писать первый черновик – все равно, что заготавливать грубую болванку для будущего изделия.
Первый черновик – всегда дерьмо.
Первый черновик – это неисследованная территория, и неважно, насколько подробно или хорошо он написан. Он – как мир, карты которого пока не существует. Ваша цель – добраться из пункта А в пункт Б, как только вы получите представление о масштабах пространства, с которым работаете. Но не ждите этого от первого
черновика. Найти оптимальный маршрут с первой попытки – пустая затея и, если вы попробуете это сделать, то только запутаетесь. Впрочем, есть и хорошие новости…
3. Безупречно быть и не должно
Хороший текст получается из нескольких черновиков, после череды экспериментов, перестановок и жестокого редактирования; даже Шекспир не смог бы проделать эти действия в уме. Все ваши черновики: и первый, и второй, и третий, и четвертый, и пятый являются частями единого процесса, и в них нет ничего постыдного. Воспринимайте финальный черновик, как ответ на сложную математическую задачу, а все предшествующие ему черновики, как этапы решения этой задачи, которые и приведут вас к ответу.
Первый черновик – это когда вы рассказываете историю себе самому
Первый черновик не для читателей; это заметки, которые нужны вам, чтобы начать писать что-то, чем аудитория впоследствии будет наслаждаться. При виде корявых предложений вы будете морщиться, но это нормально, они нужны для того, чтобы помочь вам потом написать лучше.
Никто никогда не увидит ваш первый черновик. Никому нет до него дела. Это та вещь, над которой вам, возможно, придется помучиться, но, по правде говоря, всё всегда можно исправить. Сейчас просто дайте выход словам. Запишите историю, а когда она будет на бумаге, исправьте.
4. Должно быть быстро
Ваш первый черновик может быть запутанным и сложным, но, поскольку он не обязан быть безупречным, вы вольны распоряжаться им, как вам угодно. Многие авторы недооценивают, насколько грубым и приблизительным может быть первый черновик. Если в какой-то момент повествования вам захочется переместить героя из одного места
в другое, но вы пока не решили, как именно он туда попадет, переместите его туда, куда вам нужно, и вернитесь к этому вопросу позже.
В таком трудном деле, как написание первого черновика, главное – не останавливаться. Вместо зависания в ступоре над сложной главой, лучше написать две следующие. Ваш первый черновик – это мобилизация идей и ресурсов, общий обзор того, с чем вам придется работать.
Потратить побольше времени на первый черновик – мысль заманчивая, но губительная. Затруднения могут вымотать вас так, что сил на полноценные правки уже не останется; вы пойдете по пути наименьшего сопротивления и скатитесь до абсурда или примитивизма. Переписывать первый черновик на удивление легко, но переписывать рукопись, этот коллаж, склеенный из множества разрозненных элементов первого, второго и третьего черновиков – головная боль, которая вам не нужна.
5. Вы всё сможете
Помните, вы будете менять все, что вам не нравится, до тех пор, пока не перестанете на этом зацикливаться. Как долго вы собираетесь это делать?
Взгляните, как выглядит страница из первого черновика романа Джей Джи Балларда «Автокатастрофа»:
Каждый великий писатель проходит через это; каждый известный автор напряженно трудится и бьется над первым черновиком. Плюс в том, что, поскольку он не обязан быть безупречным, все, что вам нужно, чтобы сделать свой первый, но очень важный шаг – это упорство. Вы
сможете почувствовать себя добросовестным автором законченной рукописи, когда на столе перед вами будет лежать ваш первый черновик, пусть даже в нем будет куча пробелов и недоработок.
Пишите быстро, перестаньте себя накручивать, и к вам заслуженно придет это чувство.
Оригинал статьи: https://www.standoutbooks.com/writing-your-first-draft/
Перевод Юлии Тома специально для проекта «Курсы писательского мастерства»
Курс “План романа 2.0”:
Об авторе Сергей Пономарев
Основатель проекта «Курсы писательского мастерства»
Зачем нужен черновик
Спрашиваю детей, знают ли они, зачем нужен черновик. Ответы на удивление похожи: «Черновик нужен, чтобы родители проверили ошибки. С черновиками пишут домашние сочинения». Задаю следующий вопрос: «А если есть выбор: писать с черновиком или без него, ты что выберешь?» Ответ: «Да ну его! Конечно, без черновика. Лишняя писанина!»
Работе с черновым вариантом текстов детей нужно учить. Написанный вчерне текст — это ценный материал, который фиксирует ошибки, неудачи, недоработки, показывает все слабые места. У каждого свои проблемы: один не умеет излагать мысли логично; другой слишком многословен; третий с трудом формулирует мысль, неточно использует слова; четвёртый захлёбывается в эмоциях и оценках; пятый пишет категорично и бездоказательно, шестой. Поверьте, продолжать можно долго. Оценивая черновой вариант своей работы с различных точек зрения, ребёнок учится деятельностному подходу. За вопросом: «Что неудачно в работе?» естественно следует другой: «Как это можно изменить?»
Занимается ли этим школа? Нет. Учи ´ теля не интересует, был ли черновик при написании домашнего сочинения. Он не объясняет, как проверять и редактировать свой текст. Наличие черновика предусмотрено ГИА и ЕГЭ, но это формальное условие. Как действует старшеклассник? Пишет сочинение. Находит и исправляет ошибки. Если сомневается в написании какого-либо слова, меняет его на синонимичное. А потом переписывает работу на чистовик (или беловик, кто как называет). При переписывании, кстати, часто делает новые ошибки, так как думает не о том, о чём нужно, а в лучшем случае — о почерке. А это значит, что многие другие важные аспекты работы упускаются.
Плохо ли это? Конечно, плохо. В школе учитель выставляет отметки. Иногда зачитывает самые удачные работы в классе. Слабым ребятам это практически ничего не дает. Допустим, я учусь в школе. Вот я получила тройку за содержание сочинения. А потом мне прочитали чужую работу. Возможно, это очень хорошая работа. Допустим, мне она понравилась. Смогу ли я в результате написать так же хорошо? Естественно, нет. Оценки и образцовые работы помогают сориентироваться, но работать не учат. Учитель не видит, как шёл процесс работы, не может оценить прогресс.
А вот если бы, проверив работу, учитель объяснял, что в ней хорошо, а что плохо, что получилось, а что нет, а потом учащийся должен был бы свою работу продолжить: что-то из нее выбросить, написать новые куски, отредактировать неудачные формулировки, развить доказательства своей точки зрения, поискать слова, точнее выражающие мысль, ответить на вопросы, которые предложил учитель, — то это была бы работа с черновиком. Она бы способствовала раскрытию потенциала ребенка, его возможностей.
Проведите эксперимент. Вместо того чтобы проверить ошибки в домашнем сочинении сына или дочери, попробуйте вместе поработать над черновиком, проанализируйте получившийся текст с разных точек зрения.
Схема работы
1. Содержание работы
Обсудите, соответствует ли работа замыслу и плану сочинения. Если в сочинении упущены существенные моменты, задайте вопросы, пусть ребенок обдумает свои ответы на них и сформулирует необходимые вставки. Возможно, какие-то фрагменты работы стоит сократить: не всегда то, что пишут ребята, относится к теме. Логика пишущего и логика воспринимающего текст – это две разные логики. То, что очевидно для автора сочинения, может остаться непонятным для читателя. Полезно отстраниться от своего текста и оценить черновой вариант работы с позиции читателя.
2. Целостность, логичность, связность, доказательность изложения
Проверьте, правильно ли текст разбит на абзацы. Нет ли в изложении смысловых противоречий? Нет ли логических ошибок? Связаны ли части работы по смыслу и формально, то есть языковыми средствами? Как оформлены логические переходы от одной части работы к другой?
3. Речевое оформление работы
4. Грамотность
Проверка ошибок: орфографических, пунктуационных, стилистических.
Редактирование текста должно сделать его более чётким, стройным и ясным. На основе черновика нужно написать новый вариант сочинения, в котором будут учтены и исправлены все недостатки, которые стали очевидными в результате проведённого анализа. Сравнение нового варианта с первоначальным наглядно покажет, что работа с черновиком принесла плоды.
Редактор: как переписать черновик романа
Вы закончили черновик романа. Поздравляем! Далеко не каждый житель планеты может похвастаться таким достижением.
Но сейчас книга еще не закончена. Рукопись всегда можно улучшить, добавить ещё несколько штрихов, которые сделают её более гениальной. Какую цель при этом можно преследовать? Отполировать черновик романа и приблизить его к тому заветному замыслу, который сложился в голове много месяцев назад, когда книгу только начинали писать. Нельзя было отредактировать сюжет, который еще не написан. Но теперь, когда текст материализовался, его можно привести в нужную форму.
Ниже речь пойдет о действиях, которые сам автор может сделать с черновой рукописью сразу после ее окончания, при подготовке к редактуре и в ходе вычитки.
Заслуженный отдых
Есть две точки зрения на то, в какой момент начинать редактирование рукописи.
Другие говорят, что желательно пройтись по рукописи сразу после ее окончания и исправить вещи, которые и так нуждались в редактуре. Например, лучше раскрыть действия такого-то персонажа или сократить слишком длинные диалоги. Мотивируют такой подход тем, что после того, как рукопись закончена, автор может увидеть свои промахи и лучше переписать места в книге, чем они есть сейчас, например начало последней главы или первое появление в книге центрального персонажа.
В любом случае, даже если вы быстро пройдетесь по книге сразу после её окончания, вам лучше взглянуть на нее свежим взглядом хотя бы через пару недель.
Подготовка
Многие писатели советуют распечатать первый черновик и работать с ним на бумаге. Они считают, что так с книгу проще вычитывать, чем в ходе прогрессивного исправления на экране монитора. В любом случае, каждый делает как ему удобнее.
Можно купить большой блокнот на пружине для редактуры и пометок независимо от того, есть ли распечатанная версия рукописи.
Вычитка
Желательно на этом этапе прочитать весь роман в наиболее короткие возможные сроки. Писательские методы могут отличаться. Некоторые считают, что нужно сначала делать это без карандаша в руках/заметок на полях текстового редактора. А просто прочитать книгу, чтобы получить впечатление. Если есть время, можно провести этот этап.
После чего можно обратиться к блокноту на скрепке или карандашным заметкам в печатной версии. На первой странице написать “Сцена 1”, стр. 1. Прочитайте первую сцену романа, а затем в блокноте дайте её короткое описание в одном-двух предложениях.
Подумайте о сцене. Достаточно ли она целостная? Нужно ли её немного переписать, добавить описаний? Или может её нужно переработать кардинально? Не слишком ли она расходится вширь и не нужно ли её обрезать? Понятна ли точка зрения автора? Запишите, что можно сделать с этой сценой, чтобы улучшить её, а затем обратитесь к “Сцене 2”, отметив на какой странице рукописи она начинается. И так до конца книги.
Этот процесс может занять дни или даже недели, в зависимости от того, сколько времени на это вы можете потратить ежедневно. Лучше уложиться в короткие временные отрезки, тогда проще сохранять в памяти весь роман целиком. Для примера, не стоит заниматься вычиткой неделю, а затем брать двухнедельный отдых. Так сложнее вспоминать, на чем вы остановились.
В следующих выпусках рассылки мы расскажем о таких этапах редактирования, как планирование работы над результатами вычитки, работа над новой редакцией, получение рецензии, отличие новой редакции от редактуры.
Возможно у вас есть свои методы работы? Мы будем рады, если вы поделитесь ими в комментариях ниже
Что можно написать на черновике
JustNotepad.com это бесплатный онлайн блокнот в твоем веб-браузере. С JustNotepad.com ты можешь создать заметки (идеи, to-do-лист/список дел, ссылки, или любой другой простой текст без какого либо форматирования), которые хотелось бы записать просто в веб-браузере онлайн. Этот простой имеет функцию автосохранения и позволяет тебе восстановить твой текст «как черновик», даже если ты закрыл свой браузер/окно или вкладку браузера (если это возможно технологически и поддерживается браузером). Таким образом, ты можешь легко вернуться к своим текстовым заметкам в любое время снова.
Твой текст (черновик) хранится только в твоем браузере (только на твоем устройстве) и недоступен никому. Но, если ты хочешь передать свою текстовую заметку твоему другу или на другое устройство, есть возможность создать временную ссылку, чтобы синхронизировать свой текст.
Кроме всего, этот онлайн блокнот работает как «много-страничный» блокнот и позволяет управлять черновиками (заметками). Все созданные заметки (черновики) именуются «по дате» и «времени», чтобы легко идентифицировать свою заметку.
JustNotepad.com не является текстовым редактором и не имеет инструментов форматирования текста. Если тебе нужен настоящий многофункциональный специальный текстовый редактор с инструментами форматирования текста и т. д., ты можешь найти много разных приложений (любой Текстовый процессор или Текстовый редактор) для своих специальных потребностей. Или можешь скачать и установить, например, бесплатный и open-source LibreOffice Writer (для Windows, Mac OS X и Linux).
Если этот онлайн блокнот тебе реально нравится, то будет здорово, если ты поделишься этим в соцсетях. Это будет лучшее «спасибо» 😉