что говорит библия о приметах
Что говорит библия о приметах
По следам дискуссий
краткий конспект одноимённой дискуссии
3. ИСТОЧНИК СЕГОДНЯШНИХ СУЕВЕРИЙ
Несложно заметить, что суеверия в основном базируются на человеческом страхе.
4. РАЗНОВИДНОСТИ СУЕВЕРИЙ:
Суеверия бывают разными в зависимости от их происхождения. Они могут быть по своей природе языческими, а могут быть околоцерковными (или церковными). Но те и другие являются по своей сути религиозными; потому что являются верой (в невидимое, непознанное, необъяснимое, рождающему в нас страх) и поклонением этому неведомому.
Суеверный человек чаше всего думает не о том, как нести людям доброту, радость и братскую любовь, а о том, что недостойно серьезного внимания. Поэтому христианская Церковь всегда считала суеверия большой опасностью для здоровья души. Но подняться до подлинной веры людям нелегко, и они начинают «дополнять» веру суевериями.
III. БИБЛИЯ О СУЕВЕРИЯХ, ПРИМЕТАХ И ГАДАНИЯХ
Левит 19:26-31 Не ворожите и не гадайте. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь. Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш.
1 Царств 15:23 …Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство (divination = гадание, прорицание, ворожба), и противление то же, что идолопоклонство.
Малахия 3:5 И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев (sorcerer = колдун, волшебник, маг) и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.
IV. ПРИМЕТЫ ПРИМЕТАМ РОЗНЬ
2. В Библии мы находим советы Бога о том, как пользоваться приметами для того, чтобы распознавать людей и события (времена):
А. Приметы дня…
Лука 12:54-56 Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.
Б. По плодам их узнаете их…
Матфея 7:15-20 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их.
1Иоанна 4:4-6 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.
В. Приметы конца света:
Скачать статью в формате word
Православная Жизнь
Согласно учению Православной Церкви, суеверия, всевозможные приметы и предрассудки – это ложные верования. Они происходят от греха духовной прелести и сбивают христианина с истинного пути, побуждая его верить разнообразным предметам и явлениям. Мы собрали изречения афонских святых и старцев, которые помогут понять, почему православный христианин не должен быть суеверным.
1. «Человеку невнимательному и ведущему рассеянный образ жизни представляется, что все течет своим чередом. Все события являются результатом случайного стечения обстоятельств… Такие люди обычно бывают в то же время суеверными. Большое значение придают влиянию звезд на человеческую жизнь, следят за всякими глупыми предметами, например: чтобы кошка не перебежала дорогу, чтобы не рассыпать соль на столе, не здороваться через порог, не спать ногами к дверям и так далее. У некоторых суеверных людей количество таких примет достигает огромного числа. Но напрасно эти люди только усложняют свою жизнь. Если на все эти глупые суеверные приметы не обращать внимания, то будет лучше всего, ибо всем миром вообще и жизнью каждого человека, в частности, управляет Бог».
(Преподобный Паисий Святогорец)
2. «Лукавый водит людей за нос. Он стремится заставить человека боятся собственной тени, чтобы он перестал чувствоваться себя свободным. Вместо того, чтобы пойти в церковь, он начинает метаться по колдунам, экстрасенсам, гадалкам и медиумам, тем самым губя свою душу».
(Архимандрит Филофей, игумен монастыря Каракал, ученик старца Ефрема Филофейского)
3. «Человек становится посмеянием для бесов. И тогда они издеваются над ним с помощью картин и видений, явлений и откровений, символов и чисел, предрассудков и гаданий и целой кучи суеверий. Бог да сохранит от такого извращения!».
(Преподобный Иосиф Исихаст)
4. «Многие животные оказываются мудрее и умнее вас, ибо они, не изучая астрономию и не исследуя движение звезд, по своей природе от рождения способны предвидеть будущее …».
(Преподобный Никодим Святогорец)
5. «Сатана делает людей посмешищем. Зачем нам зависеть от каких-то смехотворных «примет»? Мы должны оставаться такими как нас сотворил Бог – свободными. Господь наш Иисус Христос освободил нас от тирании диавола и смерти. Когда мы наконец это поймём?».
(Архимандрит Филофей, игумен монастыря Каракал, ученик старца Ефрема Филофейского)
6. «Труднее отречься от страстных представлений, желаний и «предрассудков», как называют отцы действенные грехи, которые существуют как привычки и воспоминания в разумной части нашего существа, а главным образом, в самом нашем сердце».
(Старец Иосиф Ватопедский)
7. «Итак, ум — это эконом души, который приносит пищу — то, что дашь ему ты. Итак, когда он мирен и ты даешь ему что-то хорошее, что ему нужно, он переносит это в сердце. Сначала он очищается от всех предрассудков, в плену которых находился в миру».
(Преподобный Иосиф Исихаст)
(Преподобный Паисий Святогорец)
9. «Мы не должны бояться того, чего нам не стоит бояться. Очень печально, когда люди (порой, образованные и учёные мужи) имеют такие фобии и психологические зависимости».
(Архимандрит Филофей, игумен монастыря Каракал, ученик старца Ефрема Филофейского о суевериях)
7 «церковных» суеверий
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Дома упала икона, по дороге на работу встретил монаха, а сосед пригрозил помянуть меня «заупокой». Что делать? Разбираемся с самыми распространенными «церковными» суевериями.
Говорят, что если подобрать потерянный кем-то крестик, то тем самым ты возьмешь на себя крест этого человека — все его беды, проблемы, печали
На самом деле, конечно же, это нелепое суеверие. Крест каждого человека — его беды, печали и проблемы — это последствия его же грехов и страстей. Амвросий Оптинский говорил: «Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца». Поэтому было бы наивно полагать, будто от этого груза можно избавиться, потеряв нательный крестик. Тем не менее существует вполне реальный способ оказаться «наследником» такого наказания за чужие грехи. Правда, для этого совсем не нужно находить потерянный кем-то крестик. Преподобный Марк Подвижник пишет об этом так: «. Лишающий чего-либо ближнего своего, хотя и не желает, принимает на себя искушения лишаемого. Так же клевещущий — искушения оклеветанного им, лихоимствующий — лихоимствуемого, утомляющий — утомляемого им, оговаривающий — оговариваемого, презирающий — презираемого, лгущий принимает на себя искушение того, кого он оболгал, и, чтобы не перечислять всего порознь, скажу кратко: всякий, обижающий ближнего, соразмерно с обидою принимает на себя искушение обижаемого им».
Говорят, что, если заказать поминальную службу по живому человеку, он умрет
На самом деле, тот, кто верит в подобные вещи, попросту не понимает, что такое Церковь, полагает, будто через ее Таинства можно манипулировать людьми. Это типичный пример магического мышления: «я сделаю некое ритуальное действие и получу власть над человеком». Но Церковь — дом Божий. И если кто-то, придя в этот дом, словно вор, пытается творить в нем подобные магические беззакония, то навредить этим он может только себе самому и никому больше. Занимаясь магией, человек обращается к бесам, вступает с ними в контакт, делает себя сопричастным злым духам. А занимаясь магией в Церкви, по сути — лжет Богу, пытается Его обмануть, отказывается от Него. И тем самым лишает себя единственной возможности избавиться от воздействия демонов, которые получают над ним полную власть. Поэтому в смертельной опасности оказываются вовсе не люди, которых такие колдуны «помянули за упокой», а сами эти несчастные манипуляторы.
Говорят, что, когда церковная свеча коптит и гаснет в руках — это дурной знак
На самом деле это всего лишь знак того, что свеча была сделана с нарушением технологии и является бракованной. Видеть в подобных приметах некие «знаки» — настоящее язычество, прокравшееся в Церковь и своими нелепыми «страшилками» отнимающее у людей радость Богообщения.
Иоанн Златоуст писал об этом так: «Душа их преисполнена множества примет. Например, такой-то, — говорят, — первый встретился со мной, когда я выходил из дому: непременно случится тысяча неприятностей для меня. Сегодня ненавистный слуга, подавая мне обувь, поднес наперед левую: быть большим бедам и напастям. Сам я, выходя из дому, ступил за порог левой ногой: и это предвещает несчастья. Это — домашние неудачи. Когда же я вышел из дому, у меня правый глаз мигнул: быть слезам. и тысячи других у них достойных смеха суеверий. Закричит ли осел, или петух, чихнет ли кто, и вообще, что бы ни случилось, все их тревожит, так что они, — как я сказал, — точно скованы тысячами уз, точно находятся во мраке, во всем подозревают (худое) и гораздо больше порабощены, чем тысячи невольников. Но не будем мы такими, напротив, осмеявши все такие суеверия, — как живущие в свете, как небесные граждане, не имеющие ничего общего с землей, — будем считать для себя страшным один только грех и оскорбление Бога».
Говорят, что если встретить на улице священника или монаха, с тобой обязательно случится несчастье
На самом деле несчастьем для человека с полным основанием можно считать суетную веру в подобные глупости и отсутствие у него истиной веры в Бога. Ведь только неверующий человек может пугаться случайной встречи со служителем Божьим. А лучшим доказательством нелепости подобных примет может послужить обычная жизнь христиан, регулярно посещающих богослужения.
Каждый раз, посещая храм, мы непременно встречаемся со священнослужителями. И если бы упомянутая примета «действовала», то несчастья буквально выкосили бы все приходы нашей Церкви, и в ней не осталось бы ни одного человека, кроме священников и монахов.
Однако ничего подобного не происходит, верующие люди с радостью подходят к священникам под благословение, приносят своих детей на литургию, чтобы те причастили их. И ничего плохого ни с кем от этого не происходит. С человеком же, который не верит в Бога и при этом шарахается на улице от монахов и батюшек, действительно могут случиться всяческие неприятности. Но вовсе не потому, что они встретили священника, а потому, что жизнь их проходит вопреки Божьему замыслу о них.
Говорят, что если человеку в храме стало плохо, значит, он – большой грешник, и поэтому Бог его отвергает
На самом деле в данном случае грешником себя следует считать тому, кто так бездумно взялся судить другого человека, вместо того чтобы помочь ему в тяжелую минуту.
Человеку может стать плохо в храме по самым разным причинам — от повышенного давления, от обострения хронической болезни, а иногда — просто от духоты.
Церковь никогда не связывала такое временное недомогание человека в храме с его греховностью.
Говорят, что когда дóма падает икона, значит, в семье скоро кто-то умрет
На самом деле икона падает, когда она плохо закреплена на стене или поставлена на полочке. Полагать же, будто упавшая икона является знаком скорой смерти кого-либо из членов семьи — грубое суеверие, извращающее сам смысл иконопочитания. Честь, воздаваемая нами художественному образу святых, переходит и на их духовный первообраз — на самих святых, на Божию Матерь, на Господа Иисуса Христа. Мы любим их и украшаем жилища их иконами, чтобы всегда иметь перед глазами изображения наших любимых и иметь возможность молиться перед ними. Но когда люди начинают рассматривать упавшую икону как некий таинственный знак скорой смерти, это означает, что отношение к иконе у них какое угодно, только не христианское.
Потому что при таком взгляде икона по сути ставится в один ряд с идолом, магическим предметом, черной кошкой, перебежавшей улицу, женщиной с пустыми ведрами и еще множеством суеверных примет, которыми далекие от христианства люди привыкли пугать самих себя и друг друга. Христианин же, увидев, что у него в доме упала икона, просто подберет ее, бережно поставит на место, закрепив так, чтобы больше она не падала. И обратится к изображенному на иконе святому с краткой молитвой, в которой попросит у него прощения за то, что неаккуратно поставил или повесил его образ.
Говорят, что иконка или четки в автомобиле — оберег от аварии
Самый лучший «оберег» от аварии — безукоризненное соблюдение правил дорожного движения в сочетании с уважительным отношением к другим водителям. Что же касается иконы, то специально для водителей Церковью была составлена молитва, по которой можно понять, о чем просит Бога верующий человек перед такой автомобильной иконой:
«Боже, Всеблагий и Всемилостивый, всех хранящий Своею милостью и человеколюбием, смиренно молю Тебя, заступничеством Богородицы и всех святых, сохрани от внезапной смерти и всякой напасти меня, грешного, и вверенных мне людей и помоги невредимых доставлять каждого по его потребе. Боже Милостивый!
Что в Библии написано про коронавирус
Услышав слово «пророчества» первое что приходит на ум – это Ванга и Нострадамус. Кто-то вспоминает и Библию, ведь там очень много пророчеств, которые уже сбылись, сбываются на наших глазах и ещё не сбылись. А что в Библии говорится о коронавирусе? Предсказывалось ли в этой книге о наших днях? Вот что я накопал на эту тему.
Пророчества, которые сбылись
В Библии очень много пророчеств, которые полностью исполнились. Например, об Иисусе Христе в еврейско-арамейских писаниях (или Ветхом Завете) можно найти более 100 пророчеств, которые точно исполнились на нём. Тем, кто хочет в этом убедиться достаточно прочитать 53 главу книги Исаии. Её библеисты называют пятым Евангелием или жизнеописанием земного служения Христа. Почему эта книга? Потому что среди свитков Мёртвого моря найдена полная книга Исаии, которую датируют 2 веком до нашей эры. Значит, эти пророчества никак не могли написать после их исполнения.
Теперь пророчества о захвате Вавилона. Здесь многие спорят о времени их написания. Не буду спорные пророчества брать во внимание, хотя сам ни грамма не сомневаюсь в их достоверности, а возьму вот это пророчество, которое точно было предсказано за долго до своего исполнения и это научно доказано, по вышеуказанной причине.
Прочтите Исаия 13:19-22. Вот как это пророчество звучит в Синодальном переводе, одобренном РПЦ: «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и дома наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены — в увеселительных домах. Близко время его, и не замедлят дни его».
Во втором веке до нашей эры эти слова звучали примерно так, как звучали бы вот такие слова в наши дни: «И Москва, краса городов, гордость россиян, будет ниспровержена Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в ней». Только сумашедший мог такое предсказать в то время. Однако через 500 лет они исполнились и сейчас мы можем увидеть, что осталось от Вавилона, если съездить в Ирак или погуглить в интернете. Зрелище похожее на то что написал Исаия задолго до того, как это стало явью.
Кому интересно могут ещё поискать, что было предсказано о Тире, Эдоме, Моаве, Иерусалиме и мн.др..
Пророчества, которые сбываются
Теперь для самых отъявленных скептиков хочу привести пророчества, исполнение которых не видят только те, кто этого сильно хочет. И никто не может им отказать в этом праве. Тем же, кто привык доверять фактам, не забывая их тщательно проверять, предлагаю подборку пророчеств из Нового и Ветхого Завета, которые на мой взгляд описывают наше время:
«Знай же, что в ПОСЛЕДНИЕ ДНИ наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тимофею 3:1-5)
«Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить, что это Я, и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть; но ЭТО ЕЩЕ НЕ КОНЕЦ. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. ЭТО НАЧАЛО БОЛЕЗНЕЙ» (Марка 13:6-8)
«Будут большие землетрясения по местам, и глады и МОРЫ, и ужасные явления и великие знамения с неба» (Луки 21:11) Для сравнения разные переводы этого отрывка:
NRT Будут сильные землетрясения, голод и ЭПИДЕМИИ в разных местах, будут происходить ужасные события и явятся великие знамения на небе.
BTI будут сильные землетрясения, МОР и голод то в одном месте, то в другом, ужасные явления и великие знамения с неба.
ERV И будут великие землетрясения, голод, БОЛЕЗНИ и разные другие напасти во многих местах, и ужасные явления, и будут великие знамения с неба.
RBO будут великие землетрясения, будет МОР и голод во многих местах, а в небесах страшные явления и великие знамения.
«А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то БУДЕТ ЦАРСТВО РАЗДЕЛЕННОЕ, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и ЦАРСТВО БУДЕТ ЧАСТЬЮ КРЕПКОЕ, ЧАСТЬЮ ХРУПКОЕ. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною» (Даниила 2:41-43)
«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и ТОГДА ПРИДЕТ КОНЕЦ» (Матфея 24:14)
Не буду утомлять вас листанием Библии, но уверяю, что мы живём во время исполнения многих библейских пророчеств, потому что во 2Тимофею 3:1 очень точно сказано о том, в какой отрезке человеческой истории мы находимся. Заметьте, Иисус сказал об этом времени: “Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет: Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут” (Луки 21:32,33)
Пророчества, которые скоро исполнятся
Зачитав «последние дни» кто-то не разобравшись побежал за валидолом, а тех кто остался заверяю, что не всё так плохо, как малюют некоторые. Начну с хорошего, что будет после смены власти, да, да, вы не ослышались нам предстоит увидеть собственными глазами как вот эта власть: «И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Луки 4:6) поменяется на эту: «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Даниил 2:44).
Да будет больно при такой коренной перемене, но нам в России не привыкать. Зато потом будет это:
«Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Псалтырь 36:10,11)
«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» (Откровение 21:4,5)
«Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» (Исаия 65:25)
«И ни один из жителей не скажет: «я болен»; народу, живущему там, будут отпущены согрешения» (Исаия 33:24)
«Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей» (Иов 33:25)
«Имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают» (Деяния 24:15)
«И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это» (Михей 4:3,4)
Как вам такая жизнь? Не знаю как вам, а мне нравится, поэтому с нетерпением жду исполнения всех этих пророчеств. А они исполнятся, потому что пока всё идёт без сбоев и потому что я верю этому: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Мое, которое исходит из уст Моих,— оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Исаия 55:8-11)
«И тогда придет конец» (Мф. 24: 14)
О признаках наступления конца света
Тревожные события последних месяцев вызывают у некоторых людей апокалиптические настроения. Во избежание излишней паники представляется полезным вспомнить, чему учит нас Святая Церковь о признаках, предваряющих Второе пришествие Христа и окончание мировой истории.
Усиление гонений увеличивало это ожидание. К примеру, гонение начала III века, инициированное римским императором Септимием Севером,
Подобные настроения возникали в христианском обществе каждый раз, когда мирная жизнь нарушалась политическими и религиозными волнениями, смутами и войнами.
Апокалиптические настроения возникали каждый раз, когда мирная привычная жизнь нарушалась
Апокалиптические ожидания были распространены на Руси в конце XV века. Некоторые русские люди были настолько уверены, что конец света наступит в 1492 году (7000 лет от сотворения мира), что в этот год не засеивали землю зерном.
С середины XVII века ожидание антихриста становится непрестанным фоном чаяний раскольников-старообрядцев. Особенные «надежды» возлагались ими на 1666 год от Рождества Христова. Связанный на 1000 лет по Рождестве Христовом сатана освободился и овладел Римом. Прибавленное к этой тысяче число зверя дает 1666. Царь объявляется антихристом, патриарх – ложным пророком. Впрочем, время вынуждает переносить сроки:
1666 год еще долго воспринимается в старообрядческих кругах как некий апокалиптический рубеж. В 1844 году святитель Филарет (Дроздов) в одной из раскольнических книг нашел учение о том,
Во время холеры 1830–1831 годов вокруг Москвы были расставлены карантинные посты, через которые пропуск осуществлялся по специальным справкам. Раскольники стали распространять слухи о том, что
В холеру 1830–1831 годов раскольники распространяли слухи, что «карантийные билеты – знамение антихристово»
XIX век характеризуется распространением апокалиптических настроений по всему миру. Под влиянием ожидания конца света и в результате попыток его вычисления сформировались такие известные в наше время секты, как «Адвентисты седьмого дня» и «Свидетели Иеговы». Назначенный конец света постоянно по необходимости передвигается, но, как ни странно, эти ошибки не мешают названным и подобным им сектам со временем увеличиваться.
В XX веке, особенно во второй его половине, появление апокалиптических сект превращается в массовое явление. Возникает множество тоталитарных сект, таких как «Народный храм», «Храм солнца», «Небесные врата», «Аум Синрикё» и другие, в основе верований которых лежит учение о скором конце света. Несбывшиеся ожидания во многих случаях приводят к массовым самоубийствам и убийствам. К сожалению, это нетерпеливое ожидание скорого конца света увлекает порой и православных христиан. Многие помнят, как группа из более чем 30 человек (в том числе детей) в Пензенской области «назначила» конец света на май 2008 года. Эти люди в ожидании Армагеддона прожили под землей с осени 2007 года по май 2008-го. Причем до выхода на свет Божий дожили не все.
Из предложенного выше краткого и неполного обзора можно сделать вывод, что ожидание окончания этого мира не всегда является полезным для христианина, но может быть опасным, вредным и даже губительным. Конечно, православные христиане верят, что этот мир конечен, что конец мира наступит с пришествием Господа нашего Иисуса Христа во славе. Но все же православное отношение к этой теме смягчено осознанием того, что для каждого человека достаточно заботы о подготовке к своей собственной смерти, которая может наступить в любой момент. Святитель Иоанн Златоуст так писал об этом:
Тем не менее Господь оставил нам через Евангелие признаки, предваряющие наступление конца света. Об этих признаках, чтобы избежать излишнего беспокойства, полезно знать каждому христианину. Каково же учение Церкви о Втором пришествии Христовом?
Прежде всего следует указать на неизвестность времени Второго пришествия.
Отсюда можно сделать вывод, что все попытки определить дату Второго пришествия Христова обречены на неудачу. Догадки такого рода исходят всегда из среды сектантской или увлеченной сектантским духом и являются свидетельством неверия словам Евангелия, то есть – словам Самого Христа.
Догадки о времени конца света исходят всегда из среды сектантской или увлеченной сектантским духом
Мало того, на подобного рода вычисления мы имеем прямое запрещение Господа, которое Он оставил в лице апостолов всем Христианам:
«Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1: 7).
Попытки дерзновенно приоткрыть тайну Божиего Промысла не могут принести нам пользы и не останутся безнаказанными.
Среди признаков приближающейся кончины мира есть те, которые можно найти практически в любую эпоху истории человечества. Это падение нравственности, стихийные и общественные бедствия, войны, появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений. Такого рода явления существовали всегда, и последние времена будут отличаться лишь крайней степенью их развития. Но поскольку любое понижение общественной морали и любое ухудшение природных условий существования воспринимаются старшим поколением как крайние, небывалые доселе, то признак этот носит по большей части субъективный характер и не может служить твердым ориентиром в рассматриваемом вопросе.
Из более объективных признаков, предваряющих Второе пришествие Христово, прежде других следует назвать проповедь Евангелия всему миру:
«Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24: 14).
Нужно заметить, что, согласно святоотеческим толкованиям, здесь говорится о проповеди не еретиками и раскольниками, но именно – православными. Стоит ли говорить, насколько мы далеки от этого? До сих пор еще на земле ученые-путешественники время от времени заявляют об открытии новых диких племен. Некоторые из этих племен обитают в столь густых джунглях, что никогда не видят солнца. Тем более они не могли ничего слышать о Солнце правды – Христе. Что же касается православной проповеди, то на земле существует еще множество уголков, куда не ступала нога православного миссионера.
Прежде наступления конца света, согласно апостолу Павлу и святоотеческим толкованиям, совершится также массовое обращение ко Христу израильского народа (См.: Рим. 11: 25–26).
Кроме того, Второе Христово пришествие будет предваряться всемирной проповедью двух пророков (см.: Откр. 11: 3), один из которых – пророк Илия. Об этом еще во времена Ветхого Завета говорил пророк Малахия:
«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4: 5).
Об этом предупреждал и Сам Господь:
«…правда, Илия должен придти прежде и устроить все» (Мф. 17: 11).
Под вторым пророком обычно понимают праотца Еноха или (реже) – пророка Моисея.
Ну и конечно, наиболее известным признаком, предваряющим конец мира, является пришествие антихриста. Он будет конкретной личностью: «человеком греха, сыном погибели» (2 Феc. 2: 3). Согласно книге Откровения святого апостола Иоанна Богослова, антихрист придет как мировой правитель:
«…и дана ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем» (Откр. 13: 7).
Отсюда можно сделать вывод, что прежде конца света все земные государства соединятся в одно, чего пока еще в реальности не существует.
Кроме того, этот мировой правитель будет яростным богоборцем и противником Христа:
«И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно» (Откр. 13: 5).
Он будет требовать себе от человечества божественного почитания и поклонения:
«…в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2: 4).
Это поклонение будет фиксироваться начертанием на теле поклонившегося человека, а именно – на правой руке или на лбу «начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 17).
Важно отметить, что в книге Откровения поклонение антихристу («зверю») и принятие начертания изображаются как взаимосвязанные части воздаяния божественных почестей антихристу:
«…кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией… и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14: 9–11).
То есть принятие антихристова начертания будет сознательным и добровольным, будет предваряться отречением от Бога, поклонением антихристу и признанием его Богом.
Антихрист не станет ставить начертание насильно; принятие антихристова начертания будет сознательным и добровольным
Частица «анти» переводится с греческого не только как «против», но и как «вместо». Антихрист есть не только противник Христа, но и подражатель Спасителя, пытающийся заменить Христа, быть вместо Христа. Начертание антихриста будет не чем иным, как пародией на христианское Таинство крещения. Приступающий ко крещению отрицается «сатаны и всех дел его» и сочетается Христу, и само Таинство совершается по вере крещающегося. А принимающий антихриста вместо Бога должен предварительно отречься от Христа и поклониться антихристу как своему богу и спасителю. Без этих отречения и поклонения начертание бессмысленно и недейственно.
Поэтому антихрист и не станет ставить начертание насильно. Сопротивляющихся он будет запугивать, лишать средств существования:
«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 16–17).
Антихрист будет даже убивать тех, кто откажется поклониться ему или его образу:
«И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13: 15).
Но начертание не будет внедряться насильно или тайно. В противном случае оно возымеет не большую силу, чем государственная печать на чистом листе бумаги. Поэтому странными выглядят некоторые современные учения, проповедующие «невольное», «автоматическое» принятие антихристова начертания и, следовательно, не менее автоматическую гибель человека.
«И вот, Я с вами до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).